Cумеречная зона: по местам сражений Сирии и Израиля в Тель-ас-Саки

Расположенные на границе между Сирией и Израилем Голанские высоты, это несомненный рай для любителей военной истории и многочисленных абандонов разных эпох и народов. Причем, эти края "выгодно" отличаются от многих других мест в мире, давно познавших толпы туристов. Многочисленные минные поля, заложенные здесь впервые еще французами в 20-ых годах, потом сирийцами в 1948-1967, а затем израильтянами начиная с 1967 - все они хранят аутентичность и относительную недоступность многих интересных объектов. Узкие грунтовые дороги, со всех сторон окруженные колючей проволокой с табличками "Мины", ведут вас от основных трасс вглубь странной местности среди вулканических сопок, заброшенных бункеров, подбитых танков и мертвых черкесских деревень. Во многих местах неудачный разворот машины с откатом чуть в сторону, может стать для вас последним в жизни. Ощущение, что вы оказались в эпицентре атомного взрыва.



Два года назад мне довелось плотно покататься по Голанским высотам, о чем был написан крайне необычный отчет Израильская линия Мажино, где вы увидите массу тяжелой техники, укреплений и прочих радостей войны. Кажется, там такое количество брошенных танков, что можно было бы создать некий танковый полк из старых Центурионов, Паттонов и Т-55. Если вы поспешите, то успеете оценить все эти красоты, пока их окончательно не расстреляли военные в ходе учений. Увы, но реальность такова, что на старых танках и укреплениях тренируются современные танкисты и артиллеристы. Следы их разрушительной деятельности заметны, еще сколько-то лет и от наглядной истории не останется и следа.

Тель-ас-Саки

Это одно из самых известных израильских укреплений на Голанских высотах. Известно он в первую очередь тем, что мы доподлинно знаем, что непосредственно здесь происходило во время последней войны с Сирией, а конкретно с 6 по 8 октября 1973 года.




У читателя, возможно, возникнет вопрос - а что за электростанция Рутенберга, отмеченная на карте? Это интереснейшее место! Тоже из разряда пограничных абандонов, подробнее здесь Гидроэлектростанция разделенная границей.

Если очень кратко, то расклад был таков: за несколько часов до начала сирийской атаки, здесь не было ни души. Ниже - вид на укрепление в Тель-ас-Саки, со всех сторон окруженное минными полями -



Удивительно, но находясь в состоянии войны с Сирией, всего за несколько часов до начала масштабного наступления противника, израильтяне не имели ни одного солдата на линии обороны в этой зоне. Десятки бункеров, расположенных в паре километров от сирийских позиций, были в статусе "консервации на случай войны". И вот, 6 октября 1973 года, в обед, в данное укрепление прибыла маленькая группа солдат из пяти человек, на бронетранспортере Зельда, вот на таком -



Солдаты едва лишь занялись приведением бункера в порядок, как, ровно в 14:00, сирийская тяжелая артиллерия начала обстрел израильских позиций. Солдаты укрылись в глубине бункера, не имея возможности что-либо предпринять, единственной целью было просто как-то выжить. Следы артиллерийских ударов видны и сейчас: все вокруг в воронках от взрывов, а большая часть бункера разворочена. Солдатам удалось продержаться до ночи, когда наступил некий перерыв в артподготовке, в это же время к бункеру прорвалось подкрепление в виде шести танков Центурион и нескольких десятков десантников, вооруженных тяжелыми пулеметами и противотанковыми гранатометами. Впрочем, назвать пришедших "подкреплением", было бы слишком оптимистично, ибо это были отступившие с других позиций солдаты, частично раненные, имевшие при себе крайне ограниченное количество боеприпасов и танки оставшиеся почти без горючего и снарядов.















С раннего утра, 7-го октября, сирийская армия перешла в наступление силами 132 танковой дивизии. Буквально через час после начала наступления, более трех сотен(!) сирийских танков Т-55 и бронемашин БТР-152 с пехотой, были уже рядом с Тель-ас-Саки. За танками тянулись многочисленные грузовики Зил-130 с амуницией и Урал-375 с установками Град. Каким-то чудом израильским солдатам удалось сдерживать сирийцев весь световой день, еще и подбив несколько десятков единиц техники противника. Кстати, подбитый сирийский БТР-152 советского производства лежит там по сей день -



Здесь же виден сирийский Зил-130 -



Ближе к вечеру 7-го октября у защитников бункера закончились боеприпасы, сирийский спецназ смог подобраться вплотную и забросать их ручными гранатами, от чего погибли порядка десяти солдат. Вероятно, что не выжил бы никто, если бы один из офицеров, сам тяжело раненный, не вышел из бункера и не сдался сирийцам. Он убедил их в том, что живых больше не осталось и те прекратили атаку на разрушенные укрепления. Меж тем, в бункере оставалось 28 живых, половина из которых раненные. Пусть читателя не удивляет наивность сирийцев, поверивших пленному израильтянину. Не забывайте, что бункеры окружены минными полями, даже просто подобраться к ним не имея карт минирования - большая проблема. Сирийцы потеряли десятки танков и бронемашин на минах, пытаясь подойти ближе для прицельного обстрела. Так что известие, что все израильтяне погибли, было во многом облегчением в том числе и для сирийцев.

На третий день войны, 8-го октября, сирийское наступление затормозилось на второй линии израильской обороны. Сирийцам удалось пройти лишь порядка 10 километров вглубь израильской территории, после чего они понесли значительные потери и начали отступление уже на третий день боев. Это позволило израильтянам прорваться к бункеру в Тель-ас-Саки и спасти оставшихся в живых солдат, которые третий день находились не только без боеприпасов, но еще и без еды и питья. Надо заметить, что выжившие в Тель-ас-Саки солдаты, были уже через несколько дней переброшены на египетский фронт. К слову, про израильские укрепления на Суэцком канале у меня есть отдельные два отчета: Позиции напротив Измаилии и израильская база напротив Суэца.

После Тель-ас-Саки можно проехать еще с десяток километров севернее, по правую руку от вас, на некотором удалении, будет тянуться пограничный забор с Сирией и многочисленные бункеры. Вскоре вы доберетесь до перекрестка со странным названием "Перекресток подвешенного джипа". Впрочем, неудивительно, отчего он так называется. Самый натуральный сирийский УАЗик, подвешенный на электрический столб еще в 1973 году. Сейчас в ржавой машине живут птицы  -



Если проехать еще немного дальше, буквально километров пять севернее УАЗика на столбе, то справа будет горный кряж под названием Акеш, на вершине которого будут... да, вы угадали, очередные бункеры и танки -



С вершины горы Акеш открывается вид на Сирию и черкесскую деревню Бир-Аджам, прилегающую вплотную к границе с Израилем. Там - демилитаризованная зона, а собственно позиции сирийской армии расположены на холмах, виднеющихся на горизонте, видите -






Сирия справа внизу, а вверху виден еще один израильский бункер на соседнем холме.


Дорога, виднеющаяся справа внизу - граница с Сирией




На этом фото граница тоже неплохо видна: дорога внизу, буквально в 100 метрах от меня. Далее граница виднеется справа, тянется по холмам на юг.
promo puerrtto dicembre 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. Для начала статистика посещаемости блога за последний год: с 1 января 2015 по 31 декабря 2015 более 5,76 миллионов заходов, средняя месячная посещаемость 310 тысяч человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом,…
Отличный отчет! Спасибо.
Эх, не зря я рвался на Голанские высоты, да так и не добрался :(
При следующей оказии, прямиком туда.
Вам, как профи военного дела, такая поездка это из рода обязательных :)
Мой брат год назад прилетал из Москвы с тем только условием, что мы поедем на север, руководствуясь твоей статьей про линию Можино. Спасибо, у нас получилась тогда отличная поездка! И читать эту статью тоже очень интересно.
интересный пост и фото.
интересно откуда там жапазик взялся, они ж вроде позже появились в АОИ
Разве эти джипики появились позже? Я не уверен, но, кажется, они были на старых фото еще с войны 1967-го.
блин, тоже хочу туда сьездить, к сожалению нет единомышленников
Ну как же нет единомышленников? Их полно. Вон, в сообществе stalker_il
Интересный отчет.
Теперь грамма наци:
1. Мажино.
2. "Зельда" это БТР на основе М113.А не то, что на фотографии.
Мажино поправил, спасибо!
Что касается бронетранспортера на фото - что же это за машина?
Хорошо!!! Спали мы как-то в Тель-аСаки...

Вопрос
Саша, до всех мест, которые вы описали, можно проехать на обычной машине? Не могли бы Вы отметить на карте маршрут, который проходит мимо всей этой техники? Спасибо огромное за статью!
Re: Вопрос
Да, конечно же там можно проехать на машине. Именно так мы и ездили. Если хотите, могу вам скинуть на мейл файл формата KMZ для программы Google Earth. Там все точки отмечены по GPS.
Спасибо. очень интересно.

В 73 году БТР 152 использовали и наши(Голани, вроде) и сирийцы. Так что не известно чей там БТР.
Все может быть :)
По крайней мере, во время боя у Тель-Саки у наших не было БТРов. Там было 6 Центурионов. Может быть уже после войны подогнали БТР для бутафории..?
А почему эти укрепления находятся в таком заброшенном и оющедоступном состоянии? Разве угроза новой войны с Сирией нулевая? В СССР вокруг них была бы запретная зона, а на позициях размещалось бы, возможно, не менее ржавая, но все же ограниченно годная техника и пара тысяч солатиков. Здесь же чистый Марс. Считается, что мины помогут в случае чего?
Считается, что Сирия не в состоянии совершить внезапную наземную атаку на Израиль - пока жизнь не докажет обратное, разумеется. А так да, все открыто - кроме минных полей, которые огорожены вроде бы.
Но после сильных ливней эти мины иногда вымывает практически на дорогу.
мне кажется, этот пост был бы интересен участникам сообщества warhistory.
Мне жаль чудовищно только одно - из-за конфликта красивейшее плато, Голаны, превращены в сплошные минные поля.
а попасть на Голаны может любой желающий? типа со стороны "исконного" Израиля нету блок-постов, фэйс-контроля какого-нибудь? т.е. это по факту абсолютно такая же территория, как и остальной Израиль, или есть "особенности" попадания туда?
тоже интересует этот вопрос.
планирую в марте-апреле съездить в Израиль в армию на Сар-Эль, заодно посетить несколько интересных мест..Ещё с прошлого отчёта об этих местах - у меня навязчивая идея - своими глазами увидеть этот заброшеный уголок.
Вот она, живая история! Так сказать, без прикрас. Увы, реальность груба и прозаична... Но знать ее все-таки надо.

почему танки и машины не убрали на металлолом?
странно так все лежит, ржавеет
Stranno, iz A-saki siriicev vybivala brigada Peleda, kotoraya byla na Super SHermanah. Shots u nih ne bylo. Razve chto eto ostavshiesya podbitie shots 188, no oni v dovol'no horoshem sostoyanii.
Vnesite yasnost' ;-)
Вы от меня ждете ясности? :)
Боюсь, что 6-го октября 1973 года меня еще не было даже в планах, и уже тем более я не был в тот день в Тель-Саки :)
Наверное что-то подогнали уже после войны, кто ж теперь знает? :)
Спасибо огромное за чудесный пост!
В следующую поездку и Израиль обязательно посещу эти места! Это просто шикарно!
Гммм... а почему стоит практически только подбитая техника АОИ? Сирийская-то где? )
Спасибо! Весьма познавательно.

PS Висит все же не УАЗ а ГАЗ-69А :)
привет :)
а ты не боишься этих самых минных полей?
Просто убил меня этим постом!
Я, каждую субботу, проезжаю мимо "подвешенного джипа" на рыбалку. Ездил и вдоль границы до Хамат Гадера.
Но копнуть глубже, в историю, не осилил!
Спасибо!
Там история ещё интересней.
Сирийские солдаты были в бункере, а израильтяне молча переждали, пока те уйдут.
А почему сирийцы не продвинулись за тель саки, я так и не понял. За тель Саки не было уже израильских войск.