puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Categories:

Город безработных атомщиков (Литва)

На северо-востоке Литвы, всего в десяти километрах от границы с Белоруссией расположен, пожалуй, самый странный город страны - Висагинас. Созданный в 1975 году специально для работников Игналинской атомной станции, Висагинас находится в краю многочисленных озер и лесов, где вам кажется, что вы в Финляндии. После получения Литвой независимости атомная станция обеспечивала более половины потребностей страны в энергии и даже шли поставки электричества в Беларусь и Латвию. Но в 2009, уступив многолетнему давлению Евросоюза относительно несоответствия станции стандартам принятым в Европе, ее закрыли. И почти 10 тысяч человек одновременно потеряли работу. Литва получила около миллиарда евро от Брюсселя на консервацию станции и постепенную ее утилизацию, что дало возможность примерно тысяче бывших сотрудников остаться разрушать то, что они создавали всю свою жизнь. А больше в Висагинасе заняться нечем, АЭС была главным предприятием всего северо-востока Литвы. С 1996 по 2017 население города упало с 36 тысяч человек до 18 тысяч и продолжает стремительно сокращаться.





А еще Висагинас это единственный целиком русскоязычный город Литвы. Подчеркну, что не русский город, но русскоязычный. Когда его строили, то тысячи молодых инженеров со всего СССР прибыли сюда на комсомольскую стройку. Для Литвы, чье население на 90% состоит из литовцев, Висагинас единственный в своем роде.

Изначально нашей целью было посетить Игналинскую АЭС в составе экскурсии (как это написано на их сайте), но после недели переговоров мы отчаялись решить вопрос. Мне бы не хотелось никого называть "бюрократами", но эти ребята дадут фору самому совковому паспортному столу. Вначале не отвечают на телефоны и мейлы, потом футболят от одной тети к другой, потом просят перезвонить на следующей неделе, а на следующей неделе рассказывают что кто-то там приболел. Морочат голову и это при том, что экскурсия стоит неслабые 57 евро на человека. Полагаю, что причина столь пофигистического отношения к гостям в том, что люди дорабатывают последние год-два-три за скромную зарплату и затем им думать, как устраивать свою жизнь после Игналины. Да и деньги наши идут непойми куда и личный интерес сотрудников явно при таком раскладе отсутствует. В итоге махнули рукой и ограничились посещением только лишь Висагинаса и не пожалели.

Город построен посреди леса и на берегу озера. Кто-то скажет, что эти банальные пятиэтажки не могут вызывать положительных эмоций. Но посмотрите дальше и может быть ваше мнение поменяется!



У меня создалось ощущение, что Висагинас это отличное место для людей со свободными профессиями и фрилансеров. Атомная станция осталась в прошлом, экология в порядке, свежий воздух и лес под окнами. В двух часах езды на электричке Вильнюс с его аэропортом и множеством бюджетных авиалиний, а в часе езды латвийский Даугавпилс. Кому надо - Беларусь в двадцати минутах езды от города. Да, дома несколько банальны, зато основная часть горожан - люди достаточно культурные, ведь это бывшие работники атомной станции. Процент лиц с высшим образованием тут самый высокий в Прибалтике.



Тут много детских площадок и парков -



Очень чисто и аккуратно. Несмотря на драматизм ситуации в связи с закрытием станции, город старается жить. И жить с комфортом. По статистике тут больше пенсионеров, чем в среднем по Литве: молодежь уезжает, а старикам и в столице делать нечего и жилье не купить. Да, чуть не забыл. Вы можете купить в Висагинасе нормальную четырехкомнатную квартиру менее, чем за 20 тысяч евро, а однокомнатную всего за 7-8.





Думаете, я гуляю исключительно по городским паркам? Нет. Висагинас это сплошной парк.



Две недели назад Литва отмечала 100 лет независимости -





Иногда кажется, что время здесь остановилось. Старый и добрый (в хорошем смысле слова) Советский Союз, который существовал как раз в таких некогда закрытых городах.







Но от следов запустения не уйти. На глазок, процентов десять квартир брошены хозяевами. То ли те отчаялись их продать и давно уехали в Вильнюс, либо в Европу, или может быть умерли старики и у них не было наследников. Трудно сказать, сколько квартир пусть не брошены, но в них годами никто не живет.











Необычная архитектура соцреализма -









Здание очень напоминает гостиницу. Сейчас его сносят -



Скоро дом станет достоянием истории -



В каком-то из окон я заметил детский кораблик. Это конструктор для склеивания. Такой же был и у меня.





В принципе, все что необходимо в Висагинасе есть: магазины, больница, школы, садики. Но чтобы город выжил, власти Литвы обязаны в кратчайшие сроки создать людям рабочие места. А пока что Висагинас теряет по тысяче жителей каждый год.











Мороз и солнце, день чудесный, еще ты дремлешь друг прелестный (с).



А мы идем на вокзал. Пять раз в день отсюда в Вильнюс отправляется электричка, через 150 километров и два часа и вы в столице. Билет стоит скромные 5,90 евро и судя по цене, маршрут явно субсидируемый государством. Я это к тому, что автобус из соседнего Даугавпилса, до которого 25 километров, стоит почти столько же.



Вот и наш поезд -



Едем в Вильнюс!

Tags: ЕВРОПА, Литва, ПУТЕШЕСТВИЯ
Subscribe

Posts from This Journal “Литва” Tag

Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 290 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Литва” Tag