puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Categories:

Гориция, город разделенный границей (Италия, Словения)

Я обожаю города, разделенные государственными границами. Чаще всего это потрясающий контраст между бедностью и богатством, демократией и диктатурой, чистотой и грязью, радостью и печалью. Причем в считанных метрах друг от друга: Берлин (1945-1989), Гёрлиц, Иерусалим (1948-1967), Перемышль, Братислава, Эль-Пасо, Славонский Брод, Раджар и многие другие. Некоторые города более известны, другие не играли значимой роли в мировой истории и про них редко вспоминают. Взять, к примеру итальянский город Гориция на востоке Италии на границе со Словенией. Старинный и очень колоритный городок с застройкой 17-18 веков, куда редко заглядывают туристы. До 1918 года город был границей между Австро-Венгрией и Италией, затем после завершения Первой мировой войны перешел под контроль Италии. Горицию дважды посещал Бенито Муссолини, в 1938 и 1942. В 1943 после капитуляции Италии в город вторглись со стороны Австрии немецкие войска и немедленно взялись за уничтожение местных евреев, которых Муссолини не трогал несмотря на союз с Гитлером.





В 1945 году, после поражения фашистской Германии, в Горицию вошли югославские партизаны под руководством Йосипа Броз Тито и все те, кто сотрудничал с нацистами, либо в этом подозревался были казнены после кратких военно-полевых судов. В наши дни Италия воспринимает те дни как геноцид против итальянского населения Горции со стороны югославов, поскольку были убиты более 1000 этнических итальянцев, по мнению итальянской стороны - преимущественно случайных людей и вовсе не нацистских коллаборационистов. Оставим это на совести итальянских историков, которые явно позабыли про десятки тысяч сербов, погибших от рук итальянской армии в 1940-1945 годах.

До 1947 года Гориция находилась в неопределенном статусе вместе со всем регионом восточной Италии, включая Триест. Называлось все это в течение этих двух лет "Свободная зона Триест". Затем граница между Италией и Югославией была наконец согласована и Гориция была разделена между двумя странами по принципу проживания этнических итальянцев и словенцев внутри города. Таким образом, в пользу Югославии отошла восточная часть города и получила название Нова Горица. С учетом того, что словенцы проживали на окраине Гориции, то старый город с его красивыми соборами и дворцами оказался на территории Италии. Таким образом, с 1947 по 2004 годы город был перегорожен заборами, а затем, после вступления Словении в шенген Гориция снова стала фактически единым городом, как и во все прежние столетия.

На Гугл-картах Гориция и Нова Горица выглядят таким образом, словенская часть справа. Цифрами я обозначил маршрут моей прогулки по обеим частям города:

1. Железнодорожная станция Гориции, куда прибывают поезда из других городов Италии. Там же, напротив вокзала монумент евреям, убитым нацистами летом 1943 года.

2. Пограничный переход, который функционировал в 1947 - 2004 годах. У меня сохранилась даже словенская въездная печать оттуда, когда там еще была границы и до шенгена были долгие 5 лет. Слева внизу, вверх ногами с надписью "Vrtojba" -



3. Замок Гориции 14 века постройки.

4. Пограничный переход, действовавший 1947 - 2004 не только как автомобильный, но и как пешеходный.

5. Железнодорожный вокзал в Новой Горице, там граница проходила прямо в 20 метрах(!) перед входом в вокзал.



Я приехал в Горицию электричкой из Венеции, ехать около 2 часов и билет стоил на моей памяти 12 евро в одну сторону. Покупал билет в автомате на вокзале Санта-Лючия в Венеции -



Монумент евреям-жертвам Холокоста напротив вокзала. Именно с этого вокзала они были отправлены летом 1943 в лагеря смерти в Польше -



Посещение старой части Гориции я оставил на потом. А сейчас решил отправиться смотреть бывшую границу Италии и Югославии. От вокзала до пограничного перехода идти недалеко, минут 20 неспешным шагом и вот переход. Тут я проезжал на прокатной машине 26 декабря 1999 года, вы уже видели выше штамп в паспорте -



Еще пятьдесят метров и вы попадаете в Словению. Обратите внимание на железнодорожный мост, по которому собственно граница и проходила. Поезда шли на словенской стороне, но в двух метрах от идущего поезда была уже Италия -



Вот уже 15 лет эти ларьки обмена валют и беспошлинной торговли стоят заброшенными -



После вступления Словении в Шенген власти обоих городов (Гориции и Новой Горицы) согласовали и создали зону "дружбы и добросоведства", теперь тут вдоль бывшей границы парк и дорожки для прогулок. Про границу напоминают лишь вросшие в землю пронумерованные столбики -



Местные рассказывают, что когда по этой линии курсировал пригородный дизель Любляна - Нова Гориция, то сотрудники пограничной полиции находились в вагонах и следили, чтобы никто не спрыгнул в... Италию. Также, здесь активно функционировала контрабанда и бывало в поезда на ходу забрасывали дефицитные товары прямо из-за забора в Италии.





Это второй пограничный переход в городской черте, здесь можно было пересекать границу пешком. Надо сказать, что в начале восьмидесятых годов, еще при коммунизме, власти Югославии подписали безвизовое соглашение с Италией, позволявшее югославам ездить в Италию без всяких виз. Достаточно было получить загранпаспорт в ОВИРе. А вот было ли так просто югославам получить загранпаспорт - этого я не знаю.







А вот железнодорожный вокзал в словенской Новой Горице, за забором. Это я стою на итальянской стороны границы и откровенно говоря забор не слишком суровый. Для советского человека, привыкшего к двухметровым заборам с колючей проволокой, следовой полосой и минами - и вовсе детский сад -



Перед вокзалом так называемая "Площадь Европы", символ объединения -





В других частях некогда разделенного города забор выглядит совсем уж несерьезно. Гуляю тут по Италии и мог бы за две секунды перелезть в Словению. Несерьезно они подходили к охране границы -



Перед вокзалом такая вот памятная вещь построена. Одной ногой можете стоять в Италии, другой в Словении -



...собственно, я так и поступил -



А это я уже в Словении и смотрю на Италию за забором -



Словенский вокзал в Новой Горице -



Разрисованная граффити электричка в столицу страны, Любляну -



Необычная для пост-советских вокзалов вещь, питьевой краник -





Пока жду отправления поезда в Любляну, самое время отведать местного словенского пива -







Вид на разделенный границей вокзал с близлежащей горки -



Вид с этой же горки на итальянскую часть города, там виден замок в Гориции. А сама граница проходит внизу по линии железной дороги -



Ну и немного фотографий Гориции напоследок. В принципе, ничего особенного. Обычный приятный европейский городок -





Местная старая синагога -







Уже ближе к вечеру разведал железнодорожный тоннель между двумя частями города. Это я стою со стороны Словении, а выход из тоннеля уже в Италии. Поезда здесь курсировали до Второй войны, а затем тоннель был закрыт. Сейчас там просто прогулочная дорожка между двумя странами -





Уже через сутки, вернувшись из Любляны, я пересаживаюсь на электричку назад в Венецию -



Собственно, все!

Tags: ЕВРОПА, Италия, ПОГРАНИЧНЫЕ СТРАСТИ, ПУТЕШЕСТВИЯ, Словения
Subscribe

Posts from This Journal “ПОГРАНИЧНЫЕ СТРАСТИ” Tag

promo puerrtto december 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments