puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Category:

Умирающие города Армении - Ахтала

Есть мнение, что умирающие шахтерские города это большая драма и несчастье для государства и его жителей. Я с этим не согласен. Повидав десятки ghost towns (города-призраки) в самых разных странах мира, прихожу к выводу, что это закономерный ход истории. Такие города создавались под строительство завода, либо шахты. Потом ресурс был исчерпан и смысл функционирования города в том месте пропал. Другое дело, что в цивилизованном государстве существуют программы реабилитации для жителей таких мест: строятся новые предприятия, государство субсидирует развитие там туризма, сферы услуг. В самом крайнем случае людям помогают переехать в другое место, где есть работа и перспективы. К сожалению, в странах бывшего СССР все намного сложнее. Осколкам империи, таким как например Армения, очень сложно "залечивать раны" советской плановой экономики и помочь жителям таких городов. Сегодня мы посмотрим шахтерский город Ахтала, что на крайнем севере Армении и рядом с грузинской границей.





В советское время в Армении функционировало 3 канатные дороги в качестве общественного транспорта: в Ереване, Алаверди и Ахтале. Все они не работают в наши дни. Первой закрыли ахталинскую канатку, в 1998 году ввиду закрытия предприятия. Ереванская канатка закрылась в 2004 году, сразу после аварии приведшей к гибели трех человек. Дольше всех работала канатка в Алаверди, вплоть до 2015 года, связывая верхнюю (жилую) часть города и металлургический комбинат внизу в ущелье. Печальнее всего дела обстоят в Ахтале, маленьком городке, созданном исключительно для обслуживания металлургического предприятия. Ничего другого там нет. Даже великолепный Ахталинский монастырь по-соседству, который посещают каждый день сотни туристов, не приносит городу никакой экономической выгоды. В восьмидесятых население Ахталы достигло 5 тысяч жителей, сегодня же снизилось до тысячи и продолжает сокращаться.

Вид с верхней станции канатки в жилой части Ахталы на нижнюю часть, где железнодорожная станция и завод -



Природа здесь божественная -



Вид от станции близ железной дороги вверх, где расположен город -



Печаль запустения и разрухи -



Одинокий вагончик висит без дела вот уже почти 20 лет -



Внутри станции канатной дороги -



Речка Дебед -



В Ахтале сегодня не работает ровным счетом ничего. Все эти постройки были завязаны с металлургией (сюда доставляли руду и перегружали в вагоны), но ни завод, ни шахты не работают в наши дни -





Ахтала имела две части. Одна малая, внизу, возле станции. Тут выстроили несколько "хрущовок" для проживания работников обслуживавших железнодорожную станцию и отвечавших за погрузку руды в вагоны. Кстати, в горе на заднем плане виднеется одна из шахт, сегодня не работающая -



С максимальным приближением шахта выглядит так, точнее вход в нее и соответствующая инфраструктура подъема руды -



Сегодня делать в Ахтале абсолютно нечего. Кроме живописного ущелья и соседства с древним храмом здесь ничего нет -



Вид из храма на Ахталу, что на противоположной стороне ущелья -







Если абстрагироваться от ощущения безнадёги и очевидной тотальной безработицы, то мне Ахтала понравилась. Маленький, зеленый и дружелюбный городок. Основная часть его жителей - пенсионеры и молодежь, естественно, Ахталу покидает в поисках работы и учебы. Но сюда с удовольствием привозят внуков на каникулы. Здесь приятный парк и на удивление много детских площадок -



Всего пара магазинов и почта и все это расположено в одном здании -







Как уже говорилось, город покинули до 80% его жителей. Продать квартиру не представляется возможным, она попросту никому не нужна. Местные мужики, с которыми я разговорился, рассказали, что если сегодня кто-то даст им 5 тысяч долларов за трехкомнатную квартиру, они будут счастливы. На эти деньги они смогут перебраться в Ереван и снять там жилье, подрабатывая таксистом. А еще лучше переехать в Россию.



В информации по городу Ахтале пишут, что в нем есть больница. Не верьте. Больница давно заброшена -









Средний срез жителей Ахталы, наверху бабушка с костылями, внизу печальный дедушка -



Прямо под ними магазин -





Давно неработающий фонтанчик для питьевой воды -



А вот детские площадки достаточно новые -













Пятилетке ударный труд...



В качестве резюме повторюсь, что такие городки создавались для функционирования шахт и металлургического комбината. Больше добывать и перерабатывать нечего. Все это очевидно и логично. Значит нужно создавать в таких городах какую-то другую сферу деятельности для его жителей. В Ахтале замечательная природа и древний Ахталинский монастырь, так надо в этом направлении работать. Рядом проходит главная трасса Ереван - Тбилиси, там идет мощный поток туристов. Почему не сделать так, чтобы часть этих туристов заехала в Ахталу? Чтобы эти туристы поели в ресторане, переночевали в отеле (в Ахтале нет ни одной гостиницы и ни одного кафе, или ресторана), поднялись в горы, сплавились по бурной речке?

Tags: Армения, БЫВШИЙ СССР, ПУТЕШЕСТВИЯ
Subscribe

Posts from This Journal “Армения” Tag

promo puerrtto декабрь 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments