puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Categories:

Нарва и Ивангород: интереснейший уголок приграничья, незаслуженно обойденный туристами

В предыдущем отчете  подробно рассказал о паспортно-визовых приключениях, связанных с пересечением границы в Ивангороде. Если вы тот первый отчет не читали, настоятельно рекомендую ознакомиться с ним перед тем, как начнете читать этот. Связь между ними прямая и нерушимая. Из первой части вы узнаете о том, как меня депортировали из Эстонии, как долгие 10 лет я искал возможность приехать в эти края и облазить Ивангород с Нарвой, как я обследовал малоизвестный пограничный переход Парусинка, как мне мешали фотографировать доблестные российские пограничники и многое другое. А сейчас речь пойдет о достопримечательностях. Итак, первое что видят туристы пересекающие здесь границу из России в Эстонию - два мощных замка, возвышающихся над рекой друг напротив друга, а если у вас есть немного больше времени - прогуляйтесь и вы увидите Нарвскую ГЭС, Кренгхольмскую мануфактуру,изящную царскую застройку, плотины, мосты, церкви, пограничные заборы и даже маленькую Венецию.



Эстонский замок (Крепость Германа) был построен более чем за 100 лет до ивангородской крепости, лишь в 1492 году, когда Колумб открывал Америку, Иван III (дедушка Ивана Грозного) приказал укрепить приграничные земли и возвести мощный форпост. И стояли два замка по берегам реки, и было время над ними не властно. Но в 1944 году многомесячные бомбардировки и удары артиллерии практически разнесли обе крепости в пух и прах, оставив уродливые руины и части стен. То, что мы видим сейчас - плод многолетней реставрации, причем стены и башни были отстроены почти с нуля. Немцы, отступая, взорвали замок. Схожая участь постигла замок в Нарве. Но надо отдать должное, замки восстановлены так, что сходу новодел абсолютно незаметен. Меж тем, смотрите как город и замок выглядели в 1941 году -



И как Нарва выглядит сейчас (фото varandej ) -



А вот интересная находка, немецкие хроники из Нарвы, год 1944-ый. Кадры тяжелые, но это история -


И вместе с тем, стоит чуть-чуть отклониться от шоссе Санкт-Петербург - Таллин, проходящим через оба города и вы откроете для себя интереснейшие уголки города, сохранившиеся несмотря ни на что. Для удобства я нарисовал карту и отметил все те точки, которые упоминаются далее в тексте -



Для начала несколько "попсовых" фотографий, сделанных мной в радиусе полукилометра от пограничного перехода -











Вид с Нарвского замка на Ивангородскую крепость -









Нарвская ГЭС, находящаяся в России, но именно из Эстонии вида на нее наиболее интересен, причем безопасен - если вас поймают в Ивангороде пограничники с милицией фотографирующим ГЭС - ждите неприятностей -





Вид на ж.д мост между Россией и Эстонией. По нему следует поезд Москва - Таллин, хотя львиная доля трафика на этом мосту - перегон российской нефти и газа в порт Таллина. За те полчаса, что я находился в данной точке, проследовало аж два поезда сырьевой направленности -



Южнее Нарвского замка, минутах в 15 ходьбы и после моста над ж.д путями, находится интересный район, Кренгхольм, известный не только своей огромной, ныне не работающей мануфактурой (некогда крупнейшей в Российской империи), но и застройкой 19 века. Когда-то здесь жили работники фабрики -













Удивительным образом именно этот квартал пощадила война, хотя и тут заметны выбоины на стенах. А вот и сама Кренгхольмская мануфактура -



Нарвский туристический офис (ссылка), что на главной городской площади в 50 метрах от паспортного контроля, проводит экскурсии по мануфактуре. Но там есть нюансы. Хотя экскурсии проводятся ежедневно и стоят сущие копейки (2-3 евро), но только при условии, что записываются не менее 15 человек. Заранее вы знать не можете, набралась группа, или нет. Если не набралась, то прогулка обойдется вам в 35 евро, поскольку гулять по заброшенному историческому заводу вы вынуждены с охраной (кто вас знает, украдете прядильный станок 19 века). Лично я от такой прогулки отказался, полагаю, не много потерял.

Есть в Нарве и другие интересные места, частично пережившие войну, а частично построенные уже после нее -

























Современная граница России и Эстонии практически "перерезала" предприятие, поскольку большая его часть осталась в Эстонии, а примерно треть сейчас в Парусинке, пригороде Ивангорода. Предприятие расположено как по берегам реки, так и на островке, который отошел к Эстонии -


Слева Россия (Парусинка), справа - Эстония. Снято с пограничного моста на переходе Нарва-2 / Парусинка



Пересохшее русло реки. Дело в том, что вся вода из Нарвского водохранилища и Чудского озера направляется через искусственный канал на Нарвскую ГЭС. Несколько раз год, тем не менее, дамбу открывают и пускают воду по ее естественному руслу. И тогда здесь образуются шикарные и мощные водопады. Мне не повезло, дамбу уже закрыли, а вот в отчете Максима 097mcn водопады присутствуют во всей красе, вот несколько его фотографий, а полный его отчет находится здесь -





Именно здесь, в том месте где полагалось быть водопадам, расположен пограничный переход Нарва-2, рассчитанный только на пешеходов без багажа (здесь нет таможни). Вот так выглядит граница со стороны Эстонии. Заходите во второй подъезд, там показываете паспорт -



Затем идете через мост над пересохшим руслом -







...и попадаете в Россию. Не сразу попадаете, ибо Россия не была бы Россией, если бы вам не попытались хотя бы чуть-чуть потрепать нервы на пустом месте, но об этом было в предыдущем отчете. На российской сторонe вы оказываетесь в достаточно мрачном и недружелюбном районе Парусинка. Ощущение, что количество пьяного быдла на душу населения здесь зашкаливает все допустимые пределы. Светить или не светить дорогим фотоаппаратом - на ваше усмотрение. Коллега varandej рискнул сделать там фоторепортаж, хотя и признает, что ощущение ниже среднего. Я сделал небольшой отчет из Парусинки, о чем расскажу потом. А вот так выглядит на российской стороны канал, по которому вода из водохранилища поступает на ГЭС -



Занятным образом получилось так, что энергосистема Ивангорода-Нарвы связана по сей день. Хотя ГЭС и на российской стороне, но основное русло реки и дамба - на эстонской. Откроет Эстония дамбу и не станет воды в рукотворном канале, а это значит,  что остановится ГЭС. Всем оказалось выгодно сотрудничать, редкий пример в сложных отношениях с Прибалтикой.

Кстати, благодаря Максиму мне удалось увидеть ту самую дамбу, перекрывающую русло реки и позволяющее водам устремиться в сторону ГЭС. Дамба расположена в семи километрах южнее Нарвы, причем граница с Россией проходит аккурат по средине этой самой дамбы. Со стороны России вам такой снимок не сделать, задержат как пить дать. А со стороны Эстонии - пожалуйста, никаких вопросов -


Церковь справа - это уже Россия


Скромная желтая табличка "Внимание, граница Эстонии"

Там же, неподалеку, расположено занятное место - своего рода маленькая Венеция. Местность тут заболоченная со множеством островков и протоков. Весьма живописно. И люди еще в советское время это ценили и активно строить на островках дачи. А попадают к себе на дачи посредством лодок, которые, в свою очередь, "живут" на каналах в горажах, напоминающих автомобильные -







И напоследок небольшой отчет из Ивангородской крепости. По сути я пешком сделал круг: Нарвский замок - Кренгхольм - КПП Нарва-2 - Парусинка - Ивангород - Ивангородская крепость - назад в Нарву. По большому счету, кроме как посетить крепость, больше в Ивангороде особенно делать нечего. Да, Парусинка, о которой речь шла выше. Попадание в крепость весьма замысловато, не сразу туда дойдешь, надо спрашивать людей. Дело в том, что с одной стороны крепость окружает река и граница, с другой болото, с третьей пограничный терминал. И все это сопровождается повышенной бдительностью чинуш любого рода и племени. Например, на ж.д переезде мне кричал путевой обходчик "Эй, вы чё тут фотографируете?? Пограничная зона!". И плевать бы на крикунов, но они же проявляют активность, могут милицию позвать, а те начнут проверять прописки и пропуска в пограничную зону (а у меня ни первого, ни второго) и деньги вымогать. Приятного мало.

Так вот, в крепость в итоге добрался, какой-то странной тропинкой между забором пограничного терминала и болотом. Но оно того стоило, крепость впечатляет. Панорамный вид крепости вы видели выше, он наилучшим является со стороны Эстонии. Здесь только внутреннее убранство и виды на Нарвский замок -













А теперь самое время возвращаться назад в Нарву, принять ванную и посмотреть отснятые фотографии. Поэтому иду на переход, пересекаю мост назад в Эстонию -



Впереди переезд в Таллин, паром в Хельсинки, перелеты и переезды. Но про это в других отчетах.

Пара советов по отелям и транспорту

В плане ночлега, рекомендую однозначно избрать Нарву, где порядка 8 современных отелей отличного уровня по ценам в 30-35 евро за номер, включая завтрак. Для сравнения, в Ивангороде отелей всего два: ужасный советский отель "Витязь": убогое четырехэтажное здание на Кингиссепском шоссе и несколько более терпимое заведение "Тихий дворик" в километре южнее, в направлении Парусинки, оба без завтрака. В первом убожестве с жуткими коридорами, продавленными кроватями, запахом стоячих носок и неприветливой администраторшей хотели 1400 рублей (36 евро), во втором - 1700 рублей (43 евро). Выбор был очевиден - перехожу в более цивильную Нарву, остановлюсь там, а в Ивангород схожу наследующий день. Клиент голосует ногами.

Что касается транспорта, то все просто. Между автовокзалом на Обводном канале в Питере и Ивангородом каждый час курсируют автобусы, время в пути 3-4 часа, стоимость 250 рублей. В Нарве автовокзал и ж.д станция расположены рядом. С местными поездами там туго - из Нарвы в Таллин ходит один поезд в день, отправляется в 6 утра. Плюс московский поезд, идущий глубокой ночью. Зато автобусы - каждые полчаса, стоят 9-12 евро, в пути 3-4 часа.

Пограничная зона. Важный момент. На въезде в Ивангород есть пост, где иногда останавливают автобусы и проверяют документы. Формально, без пропуска могут и не впустить. Но поскольку получить этот самый пропуск фактически не представляется возможным для обычного туриста (почитайте этот бред  одичавших бюрократов и вы поймете, почему вам скорее всего не получить пропуск), значит надо думать, как посетить эти места без пропуска. Варианты есть. Проще всего иметь шенгенскую визу и говорить, что вы едете в Эстонию, даже если вы туда не едете. Или иметь двойное гражданство, пять же говоря, что едете в Эстонию. Или уповать на удачу, если нет ни визы, ни второго паспорта.

Печати

У меня спрашивают, какие печати ставят на перехоже Нарва-2/Парусинка. Честно говоря, печатями я был несколько разочарован, ибо сам их коллекционирую. Дело в том, что и эстонцы и россияне ставят типовые печати Narva и Ивангород, соответственно. Никаких вариаций вроде Narva-2, или Парусинка -


Tags: БЫВШИЙ СССР, КРЕПОСТИ, ПОГРАНИЧНЫЕ СТРАСТИ, ПУТЕШЕСТВИЯ, Россия, Эстония
Subscribe
promo puerrtto декабрь 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →