puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Categories:

Албания: руководство по эксплуатации

Пожалуй, начну с того, что Албания это страна отнюдь не для начинающих туристов. Не ищите в моих словах сарказм и уверенность, что я эдакий Миклухо-Маклай, а все вокруг лопухи. Абсолютно нет. Если вы себя относите к категории начинающих, то с высокой долей вероятности будете Албанией разочарованы и обижены. Вам покажется, что везде обман и цинизм, бардак и жлобство. Но парадокс заключается в том, что все это вам только лишь покажется, а на самом деле Албания прекрасная страна, абсолютно не испорченная массовым туризмом, крайне приятная и гостеприимная. Как такое возможно? Албания живет по своим законам и нормам, порой нам непонятным и нелепым. Но либо мы готовы с их нормами смириться, либо сюда не ездить.



Почему Евросоюз отменил визы для граждан Албании и вопросы ислама

Принято иронизировать на тему этой страны, мол, “учите албанский”, а слово албанец по непонятной причине стало синонимом словам цыган, жулик, террорист-косовар = злодей вырезающий органы сербам), нищий, убогий. Мне казалось странным, почему паспорт этой беднейшей страны Европы стал в одночасье столь ценным и теперь албанцы вхожи в шенген? Случайностей не бывает, раз отменили им визы, значит, албанцы в глазах европейцев заслужили некое доверие. Но бог с ними, с визами. Начнем с того, что албанцы в массе своей не смуглые как принято считать, а такие же белые, как и мы с вами, причем в пропорции 50 на 50 еще и светловолосые. Во-вторых, албанцы столь же далеки от радикального ислама, как и жители Якутии. За 8 дней в Албании я видел всего штук шесть мечетей, а на пятничной молитве в Шкодере, наблюдал всего человек двадцать. За это же самое время отметил лишь двух женщин в платках, зато от стройных ножек и пышных бюстов албанок рябит в глазах.







И эту страну называют мусульманской, очевидно исходя из некоей доисторической статистики, гласящей, что 70% албанцев являются мусульманами-суннитами. Надо сказать, что старик Энвер Ходжа выбил из голов своего народа религиозную ересь. Вспоминаю, будучи в отеле во Влёре, спросил девушку на ресепшене, мол, чего это за народные гуляния, Рамазан отмечаете? Она чуть ли не оскорбленно ответила: “Мы не Саудовская Аравия, нас религия не интересует, сегодня вечер субботы, мы отдыхаем”.

Культура и менталитет

Я ожидал некоего подобия Турции. Да, отдаленное сходство есть, но уж очень сильно отдаленное. Албанцы очень аккуратны, вне зависимости от возраста аккуратно одеты, выглажены, ухожены. Старички, у которых нет средств на новую одежду, холят и лелеют старые вещи, при этом выглядят достойно. Молодежь одевается абсолютно современно и со вкусом, но абсолютно не вульгарно. На этом фоне вспоминаю, как иной раз одеваются девушки в СНГ: агрессивная сексуальность с килограммами косметики на лицах и выражением лица “все мужики козлы”, или средняя американка, которая при весе килограммов под 120, считает уместным носить настолько обтягивающие вещи, что напоминает гусеницу.
Албанцы очень воспитаны, в массе своей начитаны, но при этом сдержаны и в отличии от тех же турок под кожу к вам не полезут. Я встречал в обычном автобусе людей, читавших “Швамбранию” Льва Кассиля, или “Время жить и время умирать” Ремарка. Люди знали, где находится город Екатеринбург, откуда я родом (обычно говорю Москва, дабы не напрягать собеседников географией) и говорили, что у вас там расстреляли царя Николая II. Обратите внимание на книжные магазины в Албании, или хотя бы на книжные “развалы” встречающиеся на улицах. Там вы не найдете чернуху вроде серии “Любовь вора в законе к фотомодели”, или “Менты-убийцы”. В Албании большую часть книг составляет мировая классика, либо школьные учебники. Заметил, что молодежь любит Жюля Верна – везде его книги, почти в каждом магазине.

Понимание термина “обман” у албанцев скорее схожее с нашим, а не с арабским. Иными словами, обсчитывать не принято, особенно обсчитывать гостя. Араб вам скажет, что он вас не обманул, просто вы сами оболтус и не умеете торговаться. Безусловно, что в семье не без урода и среди определенной категории вы всегда встретите жулика. Например, среди таксистов. Но это везде так. Хотя мне в Албании везло и с таксистами, из пяти раз, что пользовался их услугами – никаких инцидентов и попыток накрутить свыше под предлогом “бензин подорожал”, или “были пробки”. Забавный момент в отеле в Дурресе, при вселении мне сказали, что номер стоит 30 евро. Я согласился. Заплатил в леках, по курсу, который они мне сами назвали. А утром мне принесли некую сумму, эквивалентную 3 евро, объяснив, что вчера неправильно посчитали курс евро к леку. Скажите, в России кто-то принес бы вам мелкую денежку, извинившись, что накануне чуть-чуть ошибся с курсом? Разумеется, что нет. Наоборот, подумали бы “…кажется, лох не заметил, очень хорошо”.

Знание языков

Языками владеет молодежь, причем неплохо, надо что-то спросить – ищите кого-то моложе 30 лет и с гарантией в 90% он вам сносно ответит на английском, или итальянском. В гостиницах почти всегда будут англоязычные девушки, которые будут знать языки не хуже вас. А вот старшее поколение в массе своей не знает ни слова, ни на каком языке, кроме родного. Не судите их строго, вспомните, какую кошмарную жизнь эти люди прожили – для них сталинизм затянулся до 1991-го года. Разного рода простые люди, вроде таксистов, водителей автобусов и продавцов в магазине будут вам большой головной болью, ибо именно с ними придется решать много вопросов. Вызубрите десяток албанских слов, вроде “Как пройти?”, “Сколько стоит?”, “Какой курс обмена?” плюс числительные – вы сильно облегчите себе жизнь.

Транспорт

Это будет самая ваша большая головная боль в путешествии по Албании. Есть возможность взять в прокат машину – сделайте это и больше не читайте мою писанину, а если возможности нет – читайте дальше. В 1991-ом году в Албании было менее 1000 автомобилей (ими владели лишь бонзы компартии), а сегодня почти 500 тысяч. За 20 лет рост в 500 раз, впечатляет? Для тысячи машин вполне хватало крайне ограниченной сети автодорог в полторы полосы шириной. Представляете, если в Москве вдруг все дороги урезать до полутора полос, а из МКАДа сделать по полосе в каждую из сторон. Наступит полнейший коллапс, сравнимый с техногенной катастрофой – город просто встанет намертво и задохнется в собственном выхлопе. Добавьте к этому отсутствие в Албании вменяемого ж.д сообщения, метро, нормального городского транспорта. При коммунистах люди не перемещались между городами, они сидели ровно на попах и выращивали картошку по колхозам, а заводские рабочие жили рядом с производством. Для переезда из Тираны в Шкодер надо было получить специальное разрешение в паспортном столе. А в 1991 году коммунисты улетели к чертовой матери и албанцы в один миг бросились наверстывать то, что у них отняли за годы правления Ходжи.

Вышесказанным я постепенно подвожу читателя к осознанию той печальной истины, что перемещение по Албании будет неоправданно долгим, мучительным и в плохих условиях. Добавьте к недостатку дорог еще и сложный горный рельеф, убитые автобусы с не работающей вентиляцией и получите следующие цифры: средняя скорость перемещения по северной части Албании будет около 40 км/ч, в южной, более гористой – 30 км/ч. Пусть вас не смущают малые размеры страны, вы проведете в транспорте больше времени, чем в посещении достопримечательностей. Признаться, я не верил, как можно ездить настолько медленно? А ларчик открылся очень просто: горная дорога, вся в выбоинах, ползет грузовик возраста наших родителей, за ним – сто машин и двадцать автобусов. На встречной полосе – идентичная картина. Потом кто-то глохнет, вы стоите в пробке. Так что расслабьтесь и исходите из данной выше формулы 30 и 40. Относительно неплохая дорога построена между Тираной и Дурресом, но и там быстрее 50 км/ч не разгонитесь, а если на каком-то участке ваш шофер выдал 100 км/ч, то верный знак – впереди пробка и вы встанете на час из-за аварии, или поломки очередного автобуса. Еще активно строят автостраду из Тираны в Шкодер, но пройдет еще несколько лет, пока она заработает.

Теперь вам очень легко просчитывать время на дорогу. Собрались из Тираны в Гирокастру? Отлично, достойное место. Туда 170 километров, дорога на юг. Значит, 170 делим на 30 и получаем около 6 часов пути. Вам в аэропорт Ринас из центра Тираны? Вам кажется, что 25 км это мало? Заложите на дорогу час – не ошибетесь.

Итак, Албания была одной из самых закрытых стран мира в течение полувека. Немудрено, что в ней сложились тонкости, нам неведомые. Например, будучи в Шкодере, я долго ломал голову, как мне поймать такси до крепости Розафа, что в 5 км от центра. Ни одного такси на улице замечено не было. По российской привычке вытягиваю руку – никто не останавливает, люди смотрят с недоумением. Тут замечаю, что неподалеку от меня вдоль улицы выстроились чуть ли не два десятка обычных машин, у всех открыты двери. Оказалось, что это и есть такси, точнее говоря “бомбилы”. Но сами они к вам могут и не подойти, хотя прекрасно видят, что вы ловите машину. Прикол в том, что официальные таксисты платят налоги и выдают квитанции, а бомбилы вынуждены, по крайней мере формально скрываться. Если вы подходите сами, они вас повезут, мол, попросил человек, не смог отказать. Но если бы они сами вам навязывались – это уже риск нарваться на инспектора за незаконную предпринимательскую деятельность. Собственно, все это мне и рассказал один из бомбил.

Снова вернемся к коммунистическому прошлому Албании. Раньше народ не рассекал по стране и за границу, а лишь перемещались из дома на производство. Те, кто едут на трубный завод, ждали подвозку на выезде из города рядом с памятником албанскому коммунисту. Сейчас памятники снесли, но система ожидания автобусов и маршруток в странных местах сохранилась. В городке Фиер (Fier) маршрутки в Берат отправляются с некой точки, что между заброшенной котельной и городской свалкой. Долго же местный англоговорящий парень мне это объяснял “Идешь прямо километр, потом направо метров двести. Там увидишь заводскую трубу, иди к ней. Дойдешь до трубы – посмотри влево, там будет мусорная куча, ты до нее дойди, а затем переходи на противоположную сторону дороги – там и будет маршрутка”. В охреневшем состоянии я прошел весь путь, но маршрутку не нашел, зато был облаян стаей бродячих псов. В итоге оказалось, что маршрутка ходит несколько раз в день и сегодня последняя уже ушла. Пришлось вернуться назад в центр, искать маршрутку до какого-то поселка (чье название забыл) и уже оттуда пересаживаться на Берат.

В крупных городах есть некие подобия автостанций, например в Дурресе все автобусы кучкуются в одной точке, рядом с ж.д вокзалом. Расписаний вам не найти, не надейтесь. Некоторые местные жители вам подскажут, что автобус в Тирану ходит каждый час.







На месте оказывается, что помимо автобуса, там десятки маршруток в Тирану, зазывалы активно завлекают пассажиров именно в свою колымагу. Но если вам надо в менее востребованное место, скажем, в Поградец, что на границе с Македонией – вы “попали”. Десять спрошенных человек назовут вам разное время отправления единственного автобуса. При этом зазывалы на Тирану будут вас убеждать ехать с ними, мол, в Тиране пересядете на Поградец. Лучше вам не соглашаться, поскольку в Тиране вас высадят по принципу “между трубой и мусорной кучей”, после чего вы попадете в руки таксистов, которые повезут вас в очередную точку отправления в другом конце города, где окажется, что либо последний автобус уже ушел, либо вам его два часа ждать.

Я пишу эти строки, сидя в отеле в Шкодере, сам при этом ломая голову, как мне добраться до Подгорицы, что в соседней Черногории. Отсюда, буквально от моего отеля, каждый день в 9 и 16 часов отправляется автобус в Ульцынь, первый черногорский городок после границы. Но мне это не шибко удобно, ведь я еду в аэропорт Подгорицы и времени не так много для внутренних переездов внутри Черногории. Как мне объяснила девушка на ресепшене, есть маршрутные такси до границы в местечке Hani I Hotit, это прямая трасса на Подгорицу. Но отправляются они не от центральной автостанции, а от привычного уже места под названием “между трубой и мусорной кучей”. Нет , я не ханжа и мне не сложно пройтись пару километров до выезда из города и там поискать маршрутку. Но я не знаю расписаний отправления (их знают только те, кто регулярно ездят в Подгорицу, попробуйте отыщите таких в толпе жителей Шкодера), а маршруток всего несколько штук в день, причем все остальное время лобное место будет пусто. Есть риск явиться туда и стоять полдня в гордом одиночестве посреди заброшенной промзоны. Абсурд? Нет, это Албания! А хотите еще один прикол? Тот самый автобус, что идет в Ульцынь от моей гостиницы, так и не появился. Уж махнул рукой, ладно, поеду с пересадкой в Ульцыне, спускаюсь вниз, а там выясняется, что 9-и часовой автобус ходит не каждый день, причем непосредственно сегодня – не ходит. Черт, наваждение. Вы скажете, а чего я заранее, еще вчера не выяснил, будет ли автобус сегодня? Задам вам встречный вопрос – у кого, на ваш взгляд, я мог спросить будет ли автобус? У полицейского, у таксиста, у девушки с длинными ногами? И я спросил, получил три разных ответа. Вот такие дела.

Как же путешествовать по Албании? Принцип только один – закладывайте вдвое больше времени, чем на ваш взгляд нужно для столь небольшой страны. Или берите машину в прокат, об этом мы уже говорили выше. Третьего пути нет.

Поезда

Железнодорожный транспорт я уважаю и всегда предпочитаю его автобусному. Но в случае с Албанией реальность такова, что поездом имеет смысл пользоваться только если у вас безумно много свободного времени. Дело даже не в разбитости вагонов и не в закрытых туалетах.







Мало того, что сеть ж.д перевозок очень ограничена, по сути всего две линии: Шкодер – Дуррес – Влёра , Дуррес – Тирана и Тирана – Поградец. Почти все поезда идут через Дуррес, это узловая станция. Поездов очень мало, скажем, на линии Шкодер – Влёра всего 2 поезда в сутки, на линии Тирана – Поградец и вовсе один. На линии Тирана – Дуррес ходят порядка 5 поездов в день, 35 км они проходят за час с лишним. Не сложно посчитать, сколько времени вы будете ехать, скажем, из Влёры в Шкодер, там расстояние около 200 км. И это все еще при условии, что выезд в 4.30 утра вас вполне устраивает. Ниже можете оценить расписание поездов по Албании, но имейте в виду, что примерно треть из них уже не ходит, расписание хотя и висит на входе в ж.д вокзал Дурреса, но не вполне актуально -



Отели

С чем нет проблем, так это с отелями. Они есть везде, даже в самом богом забытом поселке. Как правило, отели будут неплохого уровня комфорта. В Тиране самые дорогие отели, исходите из 35-40 евро в сутки как минимум на двоих, причем такая цена еще и большая удача, можете попасть и на 50 евро. В других городах двухместный номер будет стоить 30-35 евро максимум. Безусловно, что цифры даны очень условно и прошу меня не колотить, если вам повезет приехать в Албанию в какой-нибудь праздник и обойдя десяток отелей везде услышать “Нет мест” и в итоге заночевать за 60 евро в дорогом заведении. Так тоже бывает. Но бывает и так, что вы найдете в том же Берате старую советскую ночлежку за 10 евро на двоих – есть и такая, если конечно вас не смущают общие душ с туалетом и отсутствие горячей воды. Так что средний отель с удобствами и приемлемым уровнем комфорта – 30 евро в среднем по Албании. Ниже вполне приличный старый отель в Шкодере, называется Rozafa, стоит 15 евро -





Деньги и банки

Обменники на каждом углу, никаких проблем. С банкоматами на первый взгляд вопросов тоже нет, разве что лично мне не удалось снять деньги ни по карточке Альфа-банка, ни по израильской карточке, ни по штатовской. Пока не разобрался в чем проблема, но во всех случаях аппарат пишет “Transaction cancelled”. Вернусь домой – буду звонить и выяснять. В итоге просто менял евро на леки в обменниках.

Что посмотреть в Албании?

Простите меня, зануду, но в третий раз повторюсь – берите в прокат машину, Албания слишком прекрасна, чтобы тратить половину светового времени в автобусах. Кроме того, с автобусами вы не увидите природу и шикарные горные крепости, а они потрясающие. Что касается городов, то интереса достойны Гирокастра и Берат. Всё. Для общего понимания, что есть урбанизорованная Албания - посмотрите Тирану, впрочем, ею я не проникся. Все остальные города весьма скучны и однообразны. Природа и еще раз природа, а это значит – берите машину.

Благодарности

При подготовке к поездке мне очень помогли отчеты и советы друзей p_krysa и griphon
Tags: Албания, ЕВРОПА, ПУТЕШЕСТВИЯ, СОВЕТЫ
Subscribe
promo puerrtto december 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →