Задумал я посетить Кубу. Рассказ про это путешествие, совмещенное с посещением США, Канады, Мексики, Никарагуа, Коста-Рики, Сальвадора и Гондурса можно почитать отдельно. А сейчас хотелось бы рассказать непосредственно о баталиях с главным британским авиаперевозчиком, British Airways.
Поездку на Кубу я решил совместить с посещением родственников в США. В связи с чем явился о офис British, где приобрел билеты по маршруту Вашингтон - Канкун (Мексика) - Гавана. И обратно. Билеты на бланках Бритиша. Оплатил билеты наличными. Нюанс. Билеты выписаны Бритишем, но рейсы будут выполняться их партнерами по альянсу - American Airlines и Cubana.
До Канкуна долетел отлично. И тут начинается самое "веселое". При регистрации рейса из Канкуна в Гавану выясняется, что Кубана, якобы, вовсе не является партнером Бритиша по интернайну. Как же так? Более того, Бритиши, якобы, не имели права выписывать билеты на Кубану. А раз так - меня не посадили на рейс и предложили требовать у Бритишей компенсацию. Никакие разговоры и уговоры не помогают. Самолет улетает без меня. Звонок в московский офис Бритиша ничего не решает. Весьма наглая мадам, назвавшаяся зав.отделом по работе с клиентами, и с фамилией (если не ошибаюсь) Пичугина, заявила, что ничем помочь не сможет, и мне следует написать им претензию. На что они в течение 14 дней ответят. Весело! Это сидя-то в Канкуне.
Проведя в Мексике (вынужденно) около недели (о чем совершенно не жалею - страна потрясающая!), я был вынужден изменить дату обратного вылета в Вашингтон. Разумеется, доплатив за сие 110 баксов (penalty). Мало того, лететь пришлось через Нью-Йорк, откуда на поезде всю ночь ехать в американскую столицу на поезде. Все это, разумеется, за свой счет.
Многодневная телефонная битва с Бритишем, полная эмоций и красноречивых замечаний с обеих сторон привела к тому, что те предложили подьехать в аэропорт Даллас в Вашингтоне, где у них билетный офис. Тут, после очередной битвы, в ходе которой те снова стали говорить что это не их проблема, а московского отделения (где я купил билет), те выдали ваучер аж на 3-и с лишним тысячи долларов для полетов их компанией.
Но вот парадокс - отправился в билетную кассу Бритиша в Вашингтоне, где выяснилось, что этот ваучер для его использования необходимо по почте(!) посылать в Лондон(!) сопроводив письмом, что бы те сами сделали мне нужные брони и по почте(!) выслали мне билеты назад. Такого безумия не ожидал даже я, измученный всяческими Эйр-Балтиками. Хорошо, ваучер выслал в Лондон, заказным письмом с уведомлением. Проходит неделя, две, три. Месяц наконец. Уже давно вернулся бланк уведомления с пометкой о том, что они давно все получили. Но по телефону стандартный ответ - мы ничего не получали. :-)
Кажется стало ясно, что этот ваучер - филькина грамота, выданная с целью оттянуть время. Послал заказное письмо с уведомлением, где указал все перечисленные выше обстоятельства и предложил им в 14-и дневный срок перечислить на мой счет эти самые 3000 долларов. Не липовыми ваучерами, как они уже пытались сделать. Ответ так и не пришел, что не особенно удивило.
Интересна и реакция по телефону со стороны столичного Бритиша. Вначале они долго отрицали , что выписывали билет на Кубу. Затем спросили где я сейчас нахожусь. Узнав, что в Америке - радостно предложили обратиться в их офис в Нью-Йорке. А услышав, что я уже обращался - тут же отфутболили в их генеральный офис в Лондон. Излишне говорить о том, что лондонский офис, куда я сегодня тоже позвонил, предложил обратиться в офис, где покупался билет. Более того, они ответили, что билет хотя и выписывался Бритишем, но выполняется их партнерами, Кубаной. А это те виноваты, с ними и следует разбираться. На что я им ответил, что билет это договор между пассажиров и перевозчиком. И в суд я буду подавать именно ан Бритиш, ибо договор именно с ними, а не с Кубаной. Мне пожелали "счастливо посудиться", на сим разговор был окончен.
Вернувшись в Россию я подал в суд на Biritsh Airways. В суд подал исходя из Закона о защите прав потребителя, т.е подал по месту своей регистрации по месту жительства, которая на тот момент времени была в Екатеринбурге. Попутно отправил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в мое отсутствие. Назначалось три заседания, на которое Бритиши не явились ни разу. В итоге вынесли решение в их отсутствие - удовлетворить мои требования (в общей сумме порядка 86 тысяч рублей), что составило примерно половину от того, что я требовал. Но это нормально, в сумму иска изначально была заложена завышенная сумма. Раза в три. Значит все отлично.
Но не тут-то было! Бритиши подают кассацию. И требуют пересмотра дела, поскольку исходя из Монреальской конвенции по авиаперевозкам, суд не должен был взыскивать упущенную выгоду. А ведь сей документы составил ровно половину от взысканной суммы.
Примечательно, что проходит год. Бритиши ни разу не выходят на контакт. Не пытаются принести извинения, не пытаются как-то компенсировать ущерб. Полная тишина. Но на судебные запросы по крайней мере начали вяло, но отвечать. И вот назначается пересмотр дела в Екатеринбургском областном суде. И целая делегация от юридической компании "Маркс и Соколов" (www.marks-sokolov.com) вылетает из Москвы в Екатеринбург. Разумеется, что командировочные им оплачивает Бритиш. Но делегацию ждет неприятный сюрприз. Дело в том, что к тому времени я уже снялся с учета по месту жительства в Екатеринбурге. И суду об этом становится известно. И на заседании судья извещает прибывших из Москвы юристов, что в отсутствие истца (то есть меня), а кроме того исходя из того, что истец более не проживает в екатеринбурге, дело переводится в Тверской районный суд г.Москвы.
И делегация юристов летит обратно в Москву.
Но ив Москве их поджидает не самый приятный сюрприз. Я подал ходатайство в Тверской районный суд г.Москвы, о переводе дела из Москвы в Барнаул Алтайского края. Именно там, будучи по делам, я сделал себе временную регистрацию. Зачем все это? Объясню. Смысл в том, что Бритиш становится на порядок сговорчивее, по мере того, как их судебные издержки в ЗАВЕДОМО проигрышном деле начинают превышать собственно сумму иска. И тем более это дико в свете того, что изначально, в США, я просил у них всего лишь вернуть мне 300(да, всего триста!) долларов за билет из Канкуна в Гавану.
И мой расчет оказался верен. Как это не глупо звучит, но именно путем вовлечения Бритиша в бюрократические дебри, мне удалось вытащить их буквально за уши на свет божий. И вот мне уже звонят менеджеры Бритиша, и приглашают на встречу. Первый разговор был неделю назад. Затем их звонки, плюс звонки из представляющей их юридической фирмы "Маркс и Соколов". В разговорах бедолаги пытаются убедить меня в том, что мне все равно ничего не высудить. Что у них таких как я - тысячи, и никто никогда ничего не добивался от Бритиша. Затем меняют кнут на пряник и заявляют, что если я откажусь от иска, они "так и быть" выдадут мне 300 долларов за билет из Канкуна в Гавану. И то, только из соображений человеколюбия. Разумеется, что все их пошлые дрязги я отметаю и называю суммы на несколько порядков большие.
Они звонят через день, и их "человеколюбие" уже возрастает до 15 тысяч рублей. В тот же день вечером новый их звонок приносит сумму в 24 тысячи рублей. Через день сумма возрастает до 30 тысяч рублей. А прошедшую пятницу озвучивается цифра в 40 тысяч рублей, не считая 10 тысяч рублей в счет судебных издержек. Надо же как ребят припекло! Их изначальный блеф сразу показался мне детским садом. Что ж, на эту сумму я готов согласиться.
Сейчас не без интереса жду их ответа. Если они не попытаются кинуть в очередной раз, и действительно выплатят упомянутые 50 тысяч рублей - я откажусь от иска. Если нет - их ожидает путешествие в Барнаул, которое опять оплатит Бритиш. А смысл? Суд все равно присудит плюс-минус именно эту сумму.
Подробно эта тема обсуждается здесь http://community.livejournal.com/ru_travel/7259363.html#cutid1
РЕЗЮМЕ
Интересно вот что. Вроде бы крупная серъезная компания. Не Скай-Экспресс какой-нибудь. Но поразительно, насколько в корпоративной этике этой компании, а точнее их российского отделение укоренилось хамское и жлобское отношение к собственным клиентам...
Journal information