puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Category:

Раритетный рассказ. По республикам бывшей Югославии 1999 год! Часть вторая

На следующий день мы первым делом расплатились за жилье, собрали наши скромные пожитки и направились в автовокзал. План был следующий - сдать вещи в камеру хранения, погулять до вечера налегке, а потом выехать вечерним автобусом в Боснию-Герцоговину. Так и поступили. Камера хранения действует прямо на автостанции, одно место багажа стоит 10 куна, или несколько больше доллара за сутки. Купили билеты на 19:00 на Мостар.

 

Световой день мы посвятили прогулкам по Старому Дубровнику, фотографированию. Пообедали в пиццерии, затем, часа за два до автобуса попрощались со старой частью города и отправились в центр. Мы решили лишний раз удостовериться в отношении виз в Боснию. Никто из нас достоверно не знал, нужна ли ему виза. Боснийского посольства не было ни в Софии, ни в Белграде, ни консульства в Дубровнике. Никакой достоверной информации в интернете. С другой стороны все турагенства предлагали на перебой однодневные туры в Мостар, ни словом не упоминая в своих буклетах о том, требуются визы, или нет. В крупнейшей турфирме Хорватии, в "Atlas", нам объяснили, что не требуются визы россиянам, немцам и американцам. На вопрос, а как с болгарами и израильтянами, нам ответили, что...они понятия не имеют как ! В другой фирме сотрудница долго прозванивала своих коллег, в результате сообщила нем, что болгарам и россиянам визы не требуются, а израильтянам требуются. Это нас успокоило, ибо я вполне мог воспользоваться своим вторым, российским паспортом для въезда в Боснию.

Итак, вот мы уже едем в рейсовом автобусе Дубровник - Мостар. Приморское шоссе, по правую сторону горы, по левую крутой, скалистый склон и море со множеством островов. Как жаль, что у нас не было времени на путешествия на острова..!

На выезде из Дубровника полным ходом идет сооружение громадного моста который сократит объездной путь вокруг залива километров на 5-7. Вероятно, что в следующий наш приезд поедем уже по новому мосту !

После примерно часовой поездки на север по приморскому шоссе, мы поворачиваем вправо и через четверть часа останавливаемся на пограничном переходе с Боснией-Герцоговиной. в Районе хорватского городка Меткович.

Помощник шофера собрал паспорта всех пассажиров и спустился к вагончику пограничников. Мы же остались ждать своего счастья в салоне. По правде сказать, я был несколько встревожен, ибо прекрасно знал, что с российским паспортом обычно возникают проблемы даже там, где их в принципе быть не должно. Хорошо, визу вроде как не надо, а что если спросят какой-нибудь там ваучер, или приглашение? На эти вопросы ответов у меня не было и оставалось лишь нервно перелистывать путеводитель, изображая из себя специалиста по дорожным картам.

Минут через десять вернулся помощник шофера с небольшой пачкой красных паспортов (у болгар тоже красные паспорта) и попросил их владельцев спуститься вниз, на паспортный контроль. Все мы тревожно переглянулись и вышли из автобуса. Оказалось, что....гражданам Болгарии требуется виза для въезда в Боснию. Какая неудача!

В двух словах нас четверых высадили из автобуса (ну не поеду же я один). Никакие уговоры не помогли. Толстый боснийский пограничник был непреклонен, он лишь твердил, что у него список безвизовых стран, а Болгарии там нет. Россия - да, есть. А Болгарии нет. Мало того, он даже официально оформил депортация и выдал Калине, Амалии и Ясену по форменному бланку, на память о дружелюбной и гостеприимной Боснии.

Меж тем было совершенно не смешно. Уже стемнело, мы находились посреди чистого поля, единственным признаком жизни в котором были два вагончика боснийцев и хорватов, а также крохотное кафе. Все произошедшее в корне меняло все наши планы относительно дальнейшего путешествия. Я предложил продолжить путь по Даламации, затем в Загреб и вернуться в Болгарию через Белград. Второе, более приемлемое предложение было вернуться в Болгарию через Черногорию, то есть той же дорогой, какой мы и приехали в Дубровник.

Разумеется, настроение было подавленное, только полчаса спустя мы всерьез задумались о том, а как, собственно говоря, мы будем выбираться из этой глуши в столь поздний час?

Я подошел к одиноко стоявшему возле своего белого Джипа офицеру ООН, из немецкого контингента. Тот вызвался нам помочь и предложил подбросить нас до автостанции Метковича, откуда можно еще попытаться поймать последний автобус в Дубровник. Относительно виз он заметил только, что мы не первые путешественники, которых не впускают в Боснию и что стоять и ждать от моря погоды не имеет смысла, а лучше скорее ехать в Меткович, если мы не хотим провести ночь под открытым небом.

Нашей последней надеждой оставалось попытаться каким-то образом договориться с боснийцами. Вложив в один из болгарских паспортов 40 немецких марок, мы бросили жребий - кому идти к боснийцам. Выпало Амалии. Она поправила джинсы, расстегнула верхнюю пуговицу блузки, распустила волосы и... вошла в вагончик боснийских пограничников. Мы остались ждать ее на улице, тревожно перешептываясь.

Ждали около получаса. Амалия вышла к нам, широко улыбаясь. Оказалось, что она долго и беспечно болтала с боснийцами о себе, своей работе в институте в Софии, своей семье, своих планах на будущее. При этом пограничники не спускали глаз с ее груди, лишь вежливо и с пониманием кивая. После всего этого она оставила им свой электронный адрес и пообещала пригласить их в гости в солнечную Болгарию. Боснийцы совершенно растаяли и пообещали помочь нам проехать в их страну без визы, но только после того, как этот немец из ООН уедет на свою базу.

...Примерно по истечении 5 (!) часов ожидания, немец широко зевнул, плюхнулся в свой джип и укатил в неизвестном направлении, а уже через полчаса мы дремали в автобусе по пути в Мостар.

Босния-Герцоговина

В славный город Мостар мы прибыли в 3 часа ночи. Город показался нам довольно крупным и это давало надежду на то, что даже не смотря на столь ранний час мы сможем без труда отыскать место для ночлега.
Автобусная станция и железнодорожный вокзал расположены рядом, впрочем последний был закрыт на ночь. Приветливый местный житель взялся показать нам где находятся отели города. Он рассказал, что их целых три, при этом правда, достаточно не уверенно заметил, что по крайней мере до войны все они были и даже работали. Вместе с ним мы прошли с километр через ночной город, пересекли мост и далее свернули влево, распрощавшись с ним. Первый отель, который мы увидели - громадный новый комплекс с казино и швейцарами в форменной одежде. Туда не имело смысла даже входить.

Далее мы направились к следующему отелю, на сколько я помню - Intercontinental, но не уверен. Главная улица города, та самая, по которой мы шли в это раннее-раннее утро напоминала скорее декорации к фильму ужасов. Разрушено было все. Совершенно все. Пустые глазницы окон, обожженные стены, дыры от пуль и шрапнели, кусты, выросшие прямо в квартирах, ржавые мотки колючей проволоки. Помимо этого - ни одной живой души вокруг.

Минут через пятнадцать мы увидели впереди небольшое кафе, расположенное в чудом сохранившимся двухэтажном здании. Там сидели и пили пиво местные мужчины. Они указали нам дальнейшее направление к отелю. Отель действительно действовал, мало того, именно в нем располагалось консульство США, что ничуть нас не обрадовало. Цена за двухместный номер составила около 100 немецких марок. Что самое обидное, так это то обстоятельство, что в 10 утра нам следовало уже покинуть отель, либо заплатить за еще один день, таким образом, выходило, что 100 марок мы платили за каких-то 6 часов в отеле даже без завтрака.

В конце-концов после совещания мы отправились к следующему отелю, который так и назывался, "Mostar". Искали мы его долго, совершенно заблудившись в этом ужасном городе мертвых. Почти кромешная тьма, безлюдие и руины домов вокруг нас, откровенно говоря, начинали пугать, нечто очень ужасное произошло в этих местах. Девушки совершенно замерзли и устали, мы с Ясеном старались улыбаться и отчаянно искали положительные стороны в этом, мягко говоря, малоприятном положении. Я рассказывал о богатой истории Мостара говорил о том, что тут очень колоритный Старый город, старинный турецкий мост, крепость. Но...ребятам было не до этого, как и мне самому собственно говоря.

В конце-концов мы потеряли надежду найти отель и увидев здание полиции вошли прямиком туда. Там горел свет, однако было пусто. Мы прошли по коридору, заглянули в один из кабинетов. Нам на встречу выскочил мужчина в штатском и по-боснийски поинтересовался, что мы тут делаем и как мы вообще проникли сюда. Тут же возник полицейский, которого мы, судя по всему "подставили" под удар и который просто спал в это время, вместо того, чтобы охранять вверенный ему пост. Полицейские указали нам дорогу и мы продолжили путь дальше.

Минут через пять мы вышли к некоему подобию отеля, по крайней мере то было двухэтажное, совершенно не разрушенное (!) здание с надписью, в которой помимо непонятных слов фигурировало слово "MLADEJNO", мы решили что это молодежный хостель, но выяснилось (чуть позже), что это детский сад. Я первый открыл металлические ворота и сделал шаг внутрь. Было темно, вокруг кусты, маленькая детская площадка и...табличка, болтавшаяся на ветру "Danger - mines !" (осторожно - мины !).

Тут можно почитать небольшую, но полезную статью про то, что произошло в Боснии в то страшное время в 1992-95 годах.

Стараясь сохранять хладнокровие я шагнул назад. Разумеется, девушкам я про это не рассказал, дабы избежать и без того надвигающегося стресса. Тут на улице возник некий молодой человек с собакой, он сказал, что там детский сад, а отель не здесь, а чуть дальше. Прекрасный, однако, тут детский сад ! Впрочем, вероятно, дети войны просто принесли откуда-то табличку предупреждающую о минах и с ней играют? Может быть да, а может...?

...Отель оказался маленьким пансионом, в котором сидел грустный старик и читал газету. Он был явно удивлен гостям, открыл дверь и показал прейскурант. Цена нас вполне устроила - 50 марок на двоих с завтраком, однако в тот момент, когда мы уже дали свое согласие и скинули рюкзаки со спины, выяснилось, что дед хотел несколько больше, а точнее 85 марок. Он, щурясь и ежесекундно поправляя очки, объяснил это тем, что 50 марок - это цена за одного!
Меж тем в прейскуранте на двух языках было указано что речь идет именно о двухместной комнате. Дед тыкал пальцем в ценник и что-то бормотал по боснийски, а мы со своей стороны объясняли ему, что он сам что-то путает. Однако тот не сдавался, а под конец еще и заявил, что в цену не входит завтрак и за него следует платить отдельно., в то же время в прейскуранте было ясно написано, что завтрак входит в стоимость проживания. Не ясно, какого калибра снаряд угодил деду в голову во время боснийской войны, но он явно перепутал все на свете и требовал с нас уже порядка 100 марок за двоих с завтраком . Все это начинало уже порядком надоедать, мы, плюнув на усталось распрощались с "гостеприимным" администратором и вышли на улицу. Было ясно, что таких расходов мы позволить себе никак не могли.

В конце-концов, ближе к 5 утра мы вернулись на автовокзал. Там было пусто, однако. к величайшей нашей радости четверть часа спустя подъехал автобус на Сараево, в который мы и погрузили наши измученные тела !

Сараево

Мне так и не удалось толком отдохнуть, тревожные предчувствия относительно дороговизны проживания в этой богом забытой Боснии вновь и вновь возвращались. Трудно было найти логическое объяснение подобному нонсенсу. В стране, разрушенной войной, лишенной туристов и практически лишившейся полностью всех своих исторических достопримечательностей, поддерживались исключительно высокие цены даже на самые заброшенные отели и пансионы !

Так, или иначе, около 7 утра мы въехали в Сараево. Город большой и современный. Мы ехали по широкому проспекту вдоль трамвайной линии, по обеим сторонам проспекта возвышались многоэтажные здания. Как мне показалось, эта часть города не была задета войной, либо, что более вероятно - эти новые районы были возведены уже после 1995 года.

Но, чем ближе к центру - тем все чаще встречаются поврежденные дома и просто руины. Весь исторический центр города изуродован до неузнаваемости, тут, начиная от автовокзала и до Старого города, крайне трудно отыскать хотя бы один целый дом. Сама станция со следами шрапнели, но жизнь идет своим чередом, много народу, город просыпался, люди спешили на работу.

Да, по поводу работы. Интересно, за счет чего существует Босния? Ни одной фабрики, или завода мы не видели. Полный паралич деловой активности, отсутствие торговых центров, отсутствие туризма, полностью разрушенная инфраструктура республики. Судя по всему единственное, что поддерживает население и создает какую-то видимость государственности, - это целиком и полностью финансирование ООН и Евросоюза. Покупая что-либо в супермаркетах я всегда глядел на этикетки. Даже Кока-Кола была изготовлена в Словении, йогурт в Хорватии, печенье в Германии.

На улице было ужасно холодно, изо рта шел пар. Все мы продрогли и безумно устали. Первым делом, по совету одной из пассажирок автобуса, отправились в близлежащий отель, точнее даже общежитие. Совсем близко, буквально через площадь. На встречу нам вышел сонный охранник и сообщил что цена проживания 64 марки на двоих с завтраком. Мы тяжело вздохнули. Это было несколько дороговато, хотя, с другой стороны с 50-60 марок это вполне стандартная цена дешевого отеля в Восточной Европе. Вспоминая свое путешествие в Чехию, Венгрию и Польшу зимой, я прикинул, что и там мы платили подобную сумму за отель и мне это отнюдь не казалось дорого.

Но в данном случае ситуация отягощалось еще и тем, что в полднень нам пришлось бы уже покинуть отель, либо заплатить за новый день. Это было неприемлемо. Администратор посоветовал нам прийти через пару часов, тогда, может быть он пустит нас до завтра, если будут свободные места.

В результате было решено попытаться найти что-то через таксистов, уж они то наверняка знают город лучше нас и смогут порекомендовать более дешевое место. Так и оказалось. Один из таксистов тут же предложил отвезти нас в дом к совему приятелю, который сдает целый этаж за 40 марок. Мы согласились и после короткой поездки он высадил нас в районе частных 2-3 этажных коттеджей. Хозяин - вполне респектабельный мужчина лет пятидесяти, хороший добротный дом, в нашем распоряжении действительно целый этаж, две спальни, салон, кухня, ванная комната. Великолепно !

...Проснулись мы примерно к полудню оттого, что наши девушки активно сушили феном волосы, разгуливаю из комнаты в комнату к друг-другу в гости и это вместо того чтобы дать усталым мужчинам поспать спокойно ! На балконе развивались на ветру гирлянды нашего с Ясеном выстиранного белья и...наверное все таки это прекрасно, что мы поехали с девушками !

Сараево окружено горами практически со всех сторон, а через центр города протекает небольшая речушка. Наш дом расположен в одном из относительно новых районов, на северном склоне горы и отсюда открывался красивый вид на центр города.

Чем ниже мы спускались к центру, тем отчетливее становились видны уродливые следы войны. В большинстве поврежденный зданий продолжалась жизнь, людям уже давно стали привычными следы шрапнели, или многометровые дыры от танковых снарядов в стенах их жилищ. Поразительно, но мы и сами дошли до того, что увидев какой-нибудь целый дом, восторженно замечали:
"-Ух ты, смотрите, целый дом!".

На одной из улиц валялся перевернутый на бок вагон трамвая, разорванный буквально в клочья и черный от гари. Без комментариев.

Старая часть города небольшая, застроенная 4-5 этажными зданиями самых различных стилей. Вообще, город очень странный в плане архитектурном - типично турецкие дома с декоративными полукруглыми окнами и карнизами соседствуют с домами эпохи коммунизма и более ранними центрально- европейскими зданиями начала века. Старинный базар, лавочки из дерева очень культурно и чисто, видимо не так давно тут провели серьезную реконструкцию. Несколько мечетей, в которых велась реставрация. Лавочки с шавармой, почтенные старцы (или просто бродяги ?), кормящие голубей. Причем голубей просто море. Такого количества этих птиц я еще никогда не встречал. Голуби были везде, они лезли друг на друга, садились людям на плечи и на голову, влетали с шумом разорвавшейся бомбы. Занятно.

Бросается в глаза наличие большого количества турецких солдат из контингента ООН, патрулирующих город.

Заглянули в старинную синагогу, к сожалению давно уже не действующую. Покосившаяся Звезда Давида грустно выглядывала из-за ограды.

Погуляв по городу еще с часик, мы решили отправиться на автовокзал и выяснить о билетах в Белград. Однако оказалось, что все автобусы в Сербию отправляются не с главного терминала, а из Сербского Сараево. Нам также объяснили, что туда можно добраться на троллейбусе номер 103. Прогулявшись немного по набережной, некогда красивой и яркой, а теперь заброшенной и грязной, мы решили продолжить путь на троллейбусе, ибо по словам местных жителей до сербского Сараево было порядка...10 (!) километров. Троллейбус был предельно переполнен, но по мере приближения к сербскому Сараево - его конечно остановке, мы остались в салоне одни. В конце-концов мы вышли, а троллейбус сделал круг и поехал назад. Мы оказались посреди безлюдного проспекта. Ни одного автомобиля, ни одного автобуса не проехало задесь за эти минуты. Мы направились вперед, в сторону щитка с надписью: "Република Српска".

Это и была граница между двумя частями города. Некое подобие парка разделяло сербов и мусульман, по обе стороны от парка стояли обыкновенные жилые дома. Люди с интересом присматривались к нам, сидящие в пивных мужики, судя по всему, обсуждали между собой кто мы такие и откуда взялись. В этот удаленный район города переселились сербские беженцы из центра Сараево. Тут несут постоянное дежурство болгарские и российские солдаты из КФОРа, точно также, как турки в мусульманской части.

Видно, что настроение здесь царит упадническое. Перенаселенные дома, явный недостаток квартир, масса детей на улице, белье вывешенное на балконах, большое количество дворовых собак, старенькие автомобили. Ничего интересного с туристической точки зрения в сербском Сараево нет, за исключением новенькой православной церкви на холме, сразу за автовокзалом.

Мы купили билеты на утренний автобус в Белград (20 марок на человека) и направились пешком назад в мусульманскую часть города через лесопарк, разделяющий народы. По пути зашли в маленький супермаркет, купили сок, колбасу, булочки, растворимый суп - на завтрак.

Вечером мы прогулялись через город и пешком дошли до нашего дома. Хозяин нас уже ждал, мы сообщили ему о том, что утром уезжаем, он обещал договориться со своим приятелем таксистом, чтобы тот отвез нас в сербскую часть на автовокзал.

...Наша дорога в Белград лежала через восточную Боснию, районы заселенные преимущественно сербами. Сразу после выезда из Сараево наш автобус притормозил на блокпосту КФОРа, тут проходит неофициальная граница между Боснийской конфедерацией и республикой Српска Краина. В автобусе мы разговорились с местными сербами. Они рассказали нам, что за весь послевоенный период ни разу не бывали в мусульманской части, как и мусульмане никогда не посещают сербскую. Слишком силен еще ужас той войны, не позволяющий людям не только навещать друг друга, но даже просто говорить без надрыва в голосе...

Городок Пале - в прошлом штаб сербских сил и резиденция лидера боснийских сербов - Радувана Караджевича. Маленький мирный городок, спокойный и сонный.

Границы с "Большой Сербией" (Югославией) достигли через 3 часа пути. На одном из КПП, перед самой границей, всю нашу компанию вывели из автобуса и предложили проследовать в вагончик полицейских. Девушки остались снаружи, а нас с Ясеном завели во внутрь. Хмурого вида офицер в чине майора молча кивнул нам на стулья и мы присели. Несколько минут он так же молча рассматривал нас, затем поинтересовался, говорим ли мы по-сербски. Наш отрицательный ответ ничуть его не смутил. Потом он спросил какой мы национальности и какого вероисповедания. Объясняем, что на нас двоих приходится целый набор различных кровей - болгарских, русских, еврейских, украинских и греческих. Офицер встал, подошел к нам и попросил вытянуть руки ладонями вверх, а после того, как мы это сделали - потребовал закатать рукава футболок и показать плечи. Офицер вернулся за стол и далее имел место примерно такой диалог:

"-Господин Стефанов, вы в армии служили?", поинтересовался офицер у Ясена.
-Служил в болгарской народной армии, два года, в танковых частях.
-В какие годы?
-c 1990 по 1992.
-В Боснии бывали раньше, или это ваш первый приезд?
-Это первый приезд.

Видимо ответы Ясена удовлетворили босница и тот переключился на меня:

-А вы в армии служили?
-Служил, три года, в израильской армии.
-В израильской? Но у вас российский паспорт. Как так?
-Я въехал в Боснию с российским паспортом, так как с ним не требуется виза.
-Покажите израильский паспорт.

С тяжелым сердцем достаю синенькую книжецу и протягиваю боснийцу. Мне показалось, что про израильскую армия я зря проговорился. Сейчас начнут цепляться к паспортам, целям приезда и так далее..! Но реакция офицера оказалось совершенно обратной:

-Александр, вы воевали с арабами там, в Израиле?
-Извините, я бы не хотел обсуждать то, чем я занимался в армии.
-Да не бойся, мы же не мусульмане. Ты в республике Сербской, здесь живут православные люди. У нас можешь не бояться говорить, что убивал мусульман! Так тебе приходилось убивать мусульман, или нет? - и он рассмеялся.
-А вам приходилось?
-Мне? - тот закатал рукав гимнастерки и мы увидели на его плече татуировку в виде орла и какой-то надписи, разобрать которую не успели.
-Знаете что это значит? - спросил офицер, и тут же ответил: -Это значит, что когда мы приходили, после нас никто не оставался живым. Вот что это значит.

На этом экзекуция завершилась и нам позволили вернуться в автобус. Но долго еще мы не моргли придти в себя после того эпизода...

Сначала дорога вела вдоль берега реки до города Зворник, потом по мосту переехали в Югославию. Паспорта собрал водитель автобуса, потом, минут через пятнадцать вернул их и мы двинулись дальше, в Белград. Прощай Босния!

ПЕРЕЙТИ К ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ--->
Tags: Босния, Сербия, Хорватия, Черногория
Subscribe
promo puerrtto декабрь 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments