puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Categories:

Полтора дня в Бахрейне, по пути из Малайзии в Иорданию

Забавно, но ровно год назад, практически день в день, я уже побывал в Королевстве Бахрейн. В ту поездку неплохо посмотрел зажиточное нефтяное королевство и не предполагал, что окажусь здесь вновь. Виной всему акция от Sri Lankan airlines. Перелет из Бахрейна в сторону Малайзии за 168 долларов оказался вне конкуренции. Ничего принципиально нового я в этот раз не увидел, но было приятно просто погулять по Манаме. Впечатления неоднозначные. Все мы читали про имевшие место массовые беспорядки в этой стране против правящей династии и лично эмира Бахрейна Аль-Халифы. Не вдаваясь в историю противостояния 75% шиитского населения королевства (при поддержке Ирана) против суннитской правящей элиты (поддерживаемой США и Саудовской Аравией), скажу лишь, что за прошедший год дела в Бахрейне явно ухудшились. Ниже расскажу о своих ощущениях и впечатлениях.





На первый взгляд все спокойно: никаких демонстраций, обычная вялая суета в центре Манамы, толпы индийских и пакистанских гастарбайтеров, дорогие джипы, шикарные автострады и развязки. Но с другой стороны стало явно грязнее, скучнее, а на стенах десятков и сотен зданий появились частично затёртые граффити, призывающие к свержению эмира. Ну, мало ли что пишут на заборе, скажете вы. Но расскажу более показательные вещи -

Бахрейн - страна мелких жуликов

Пожалуй, еще нигде в мире меня не пытались обманывать столько раз, сколько за полтора дня в богатом Бахрейне. Безусловно, что приходилось воевать с индийскими тук-туками, марокканскими рестораторами хотевшими больше денег чем надо, с филиппинскими лодочниками. Но чтобы прямо в международном аэропорту на паспортном контроле обсчитывали с платой за визу - это был полный нонсенс!

А дело было так. Прилетаем из Шри-Ланки, идем на паспортный контроль, заполняем анкеты. Потом следует поменять доллары на местные динары, и наконец с 5 динарами и паспортом идти к будкам контроля, штамповать визу. И первая ласточка: минимальная комиссия при обмене - 1,5% от суммы, но не менее 2 динаров. Напомню, что 1 BHD (бахрейнский динар) = US$2,68. Получается, что меняя 5 динаров, вы еще 2 отдаете в качестве комиссии. Карточки на границе не принимают, а банкомат не работает. Видя наши сомнения, пограничник в будке подзывает, мол, можно и долларами заплатить. У нас есть при себе две купюры по 20 долларов. Пограничник говорит, давайте, я дам сдачу. Даем ему деньги. тот штампует паспорта и со словами "Welcome to Bahrain" возвращает их назад. Сдачу не дает. Я напоминаю, пардон, вы нам должны сдачу с 40 долларов, а конкретно с вас 24 доллара. Тот отвечает "No problem!". Что за ноу проблем? Деньги отдайте! Иначе мы идем к вашему начальству. Погранец со злобной физиономоей бросает нам десятку. Я прошу еще 4 доллара. Он кидает еще две купюры по одному доллару. Больше отдавать не хочет. Моя спутница тычет меня локтем "Саша, пошел он к чертям, не связывайся!". Послушал даму, махнул рукой.

Второй случай. Там же, в аэропорту Бахрейна. Банкомат выдает деньги с комиссией в 3 динара, а тот банкомат, что комиссию не берет - сегодня "out of service". Идем в обменник. Там комиссия 1,5%. Ничего не поделать, все же меняя 100 долларов мы потеряем 1,5 доллара, но никак не три. Каково же мое удивление, когда китаец-клерк выдает мне денег на 5 долларов меньше, чем надо. Требую квитанцию. Отвечает, что принтер не работает. Что за чертовщина? Требую деньги назад. Тот как-то странно смотрит словно сквозь меня и не реагирует. Поворачиваюсь и иду за полицией, китаец кричит "Окей, окей, я ошибся, вот ваши 3 доллара, берите". Беру.

Третий случай, там же, в аэропорту. Берем такси в отель, поскольку уже час ночи и автобусы не ходят. На бахрейнских такси аршинными буквами написано "Если таксист не включил счетчик - поездка за его счет". Отьезжаем. Счетчик таксист не включает. Я ему говорю "Thank you a lot for your goodness", тот удивленно смотрит. Поясняю, что слышал про гостеприимство бахрейнцев, но не предполагал, что аэропортовое такси бесплатно повезет нас в отель. И киваю на не включенный счетчик. Тот начинает ругаться, мол, такса 10 динаров без счетчика. Я не соглашаюсь, предлагаю нас высадить и мы найдем другое такси. Тот высаживать не хочет, говорит уже километр проехали. Тогда предлагаю заехать по пути в полицию и обсудить вопрос там. Таксист резко включает счетчик, по которому до отеля 4 динара (а никак не 10). Приехав в отель клянчит бакшиш, но мы даже не оборачиваемся.

В отеле Awal, где мы остановились, индусы-ресепшионисты просят больше денег, чем указано в нашей брони от букинга. Мол, в цену не включен какой-то налог. Мы не соглашаемся, ибо исходя из брони, все таксы включены. Те не настаивают. Не получилось обмануть сходу, значит велком.

Магазинчик напротив отеля, пошли купить минеральной воды. Продавец-индус. Цены нигде не указаны. Сколько стоит вода? Отвечает, что 1 динар ($2,68). Каюсь, не сдержался, говорю ему "Are you sick, or something? I'm asking you again - how much is water?". Индус невнятно мямлит, что "half dinar". На тебе половину динара. Хотя и это перегиб, нормальная цена - 0,30 от силы.

На этом абстрагируемся от тонкостей менталитета зажиточного нефтяного арабского Востока и посмотрим, чем живет центральная часть Манамы -











С общественным транспортом в Бахрейне туго. Он есть, но развит крайне слабо. Местные имеют свои автомобили, а автобусами пользуются гастарбайтеры. Так что никто всерьез не напрягается на тему инфраструктуры. К примеру, вот так выглядит автобусная остановка, на первый взгляд угол какого-то здания и никаких обозначений. Но заметьте, там сидят два индуса. Они ждут автобус -



А вот главный автовокзал, обслуживающий 1,3 миллионное население Бахрейна. Напоминает автобусную остановку где-то на окраине Москвы, но никак не главный автобусный терминал целого государства. Расписаний нет, скучающие мужики подсказывают, что автобусы ходят где-то раз в полчаса, но точное время не знает никто. Как доехать куда-либо тоже никто не знает. С трудом отыскали интеллегентного араба, который нам обьяснил, на каком автобусе можно уехать в аэропорт. Забегая вперед замечу, что автобус так и не приехал -











Если верить статистике, то 57% населения Бахрейна это гастарбайтеры из Индии, Пакистана, Филиппин и других стран -





Стремительно растущее пришлое населения захватывает жизненное пространство. У них свои магазины, свои парикмахерские, свои банки, свои турфирмы -



Вот так закрывают кондиционеры. То ли чтобы не украли, то ли от солнца -



Потратив минут сорок, отыскали арабскую столовую. Дело в том, что 90% кушательных заведений Манамы, это индийская кухня с острым кари, а мы искали что-то более сьедобное -











Шиитские мечети соседствуют с суннитскими. Соседство не вполне мирное. Сунниты на стороне эмира, шииты - в оппозиции. Как в том анекдоте "в эту церковь я хожу, а в ту - ни ногой" -

















Признаюсь, я не остался в восторге ни от ОАЭ где побывал год назад, ни от Бахрейна. Если кратко, то богатые княжества Залива напоминают одну большую стройку посреди ровной как стол и пыльной пустыни. Жили бедуины и пасли овец, британцы нашли им нефть, бедуины прекратили пасти овец и пересели на джипы. А заработанные деньги пустили не в развитие, а в строительство дворцов и других бессмысленных глобальных убыточных проектов из серии "пузомерок" (самый высокий дом, самая широкая улица, самый дорогой отель). Работают там индусы, а менеджмент - европейский. Все они обслуживают того самого бедуина, который немногим отличается от предка с овцами, разве что теперь он на джипе.

Как мне сказал знакомый русскоязычный американец, работающий в Бахрейне несколько лет - ощущение, словно он приехал осваивать целину. Окружение скучное, делать особенно нечего, климат жаркий. Но платят хорошо. Свои слова он резюмировал так: пока европейцы разрабатывают проекты, а индусы из-под палки эти проекты воплощают - все будет в порядке. Но если по какой-то причине иссякнет нефть и платить за бессмысленные проекты будет нечем - все начнет сыпаться как карточный домик.

На тему "потёмкинских деревень" на берегах Персидского залива, плюс о жизни гастарбайтера в соседних Эмиратах, отлично и честно пишет коллега russkiy в статье "Как арабы себя дома чувствуют" -

...С одной стороны:
- всю грязную работу делают НЕарабы, а бесправная толпа легкодепортируемых индопаков;
- все низкооплачиваемые работы тоже делают приезжие - рытьё канав, строительство домов, дорог и другие непрестижные работы.
А с другой стороны:
- не будет людей для грязной работы, кто её будет делать? Я вот не представляю араба в кандуре, который метёт улицу. Об этом я писал тут касаемо темы Эмиратизации. Первая ступень зависимости. Если совершенно невообразимым образом представить, что в один день не станёт всех индопаков, Эмираты погрязнут в грязи, мусоре и всё остановится... Так ли это на самом деле? Наверное, да.

Идём дальше.

С одной стороны:
- приезжие живут в домах и квартирах, арендуют офисы которые принадлежат кому-то, по большей части местным;
- приезжие ездят по платным дорогам, покупают вещи в торговых центрах, платят за парковки и вообще много за что платят, а все эти выплаты идут опять же на пользу граждан ОАЭ;
- в общем деньги берутся за всё, за визы, права, за лицензии на право осуществления деятельности и т.д., то есть грубо говоря большое количество народа стимулирует движение экономики, оборот средств, ведение внутренней и внешней торговли и вообще иных видов хозяйствующей деятельности.
А с другой стороны:
- см. ниже

Вот здесь начинается самое на мой взгляд важное. У подавляющего большинства приезжих потребительское отношение к Эмиратам, все прекрасно знают, что живут тут временно и никто особо среду жизни и окружающую среду Эмиратов не бережёт. Всё ветшает, захламляется и замусоривается (загаживается) быстрее, чем успевают убрать и ремонтировать. Индопакам и вообще приезжим неинтересно следить за чистотой и ухоженностью страны и инфраструктуры, поскольку если сломать что-то где-то, то это починят, если где-то нагадить - это уберут и т.д. В общем всем наплевать на ОАЭ, никто не знает сколько он тут ещё будет, вполне возможно, что или завтра потребуется ехать домой, но с другой стороны это "завтра" может длится лет 10. Самое печальное, что даже граждане страны ведут себя также, тоже не следят за тем, чтобы всё сохраняло свой первозданный вид как можно дольше. Возникает спорная ситуация, когда арабы находятся в зависимости от приезжих, но сами приезжие, работая в стране ведут себя чересчур ужасно. Бесконтрольно потребляются ресурсы и природные недра, на земле строгой религии потребляется алкоголь, расцветает разврат и блуд. Западные нравы слишком сильно влияют на неокрепшую систему ценностей в соответствие с современными реалиями местных людей, происходит конфликт поколений и другие значительные вещи. Право, печально наблюдать, когда год за годом, постепенно распахиваются абаи и развязываются никабы в совершенно недопустимой для ислама манере, печально смотреть на сочетание рнбишных кепок украшенными стразами с традиционной белоснежной кандурой.

Иная сторона медали. Я сейчас читаю книгу Тесиджера и каждая страница книги для меня просто открывает дверь в мир неизведанного, просто является откровением, насколько жизнь и сами коренные жители тогда отличались от жизни и коренных людей сейчас. Тогда это была самодостаточная независимая нация. Сейчас всё иначе. Арабы тогда и арабы сейчас это две разных мира, способны ли арабы сейчас вернуться к своим корням? Я считаю, что это просто невозможно, бедуинить и преодолевать расстояния длинной в полутора десятков дней по знойной пустыне со скудными запасами сомнительного качества воды, вяленого мяса, рыбы, муки и других минимальных припасов - способны ли на это нынешние наездники джипов? Но с другой стороны, всё, что сейчас есть в Эмиратах, тот достигнутый уровень развития это не есть плохо, но и не есть хорошо, поскольку, на мой взгляд арабы, сделав такой шаг вперёд, за такое малое время, просто утратили свою национальную индивидуальность и самодостаточность.

Печально всё это, с какой стороны ни посмотреть. Жаль, что Эмираты это одна из стран, которая пала под натиском пресловутой глобализации и потребительского образа жизни западных стран...



Tags: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, Бахрейн, ПУТЕШЕСТВИЯ
Subscribe
promo puerrtto december 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →