puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Через Молдавию без пограничного контроля, или как Украина с Молдавией землями поменялись

Будучи в Одессе в начале июля 2012-го, и являясь большим любителем разного рода погранично-географических казусов, не мог отказать себе в желании посетить интересный отрезок украинско-молдавской границы в районе молдавского села Паланка. Это всего лишь 50 километров к северо-западу от Одессы. Оставалось уговорить старого приятеля, большого любителя путешествий и коренного одессита Витю travelodessa на столь странное мероприятие. Ну представьте сами: вместо того, чтобы смотреть стандартные туристические штуковины из путеводителя, вы вдруг хотите ехать смотреть пограничные заборы. Звучит странно? Меж тем, Витя не только не удивился, но и с большой радостью сиё начинание поддержал. Сказано - сделано, дальше читайте, чем же этот кусочек границы необычен -



Как известно, во времена СССР никто о границах между союзными республиками не задумывался всерьез. Ну так ли это важно, что железнодорожная линия между двумя таджикскими городами, Душанбе и Худжантом, пролегает частично через Узбекистан? Равно как и линия между узбекскими городами Ташкент и Фергана пролегает через таджикский Худжант. В той же степени Грузия оказалась отрезанной от России из-за конфликта в Абхазии, азербайджанский Нахичевань отрезан от Баку территорией Армении, а российские поезда, идущие в Калининград, вынуждены стоять на границе с Литвой,  и так далее и тому подобное. По большому счету, за прошедшие 20 с лишним лет с момента распада СССР ни один территориальный казус так и не разрешился ключевым образом. В отдельных случаях соседи достигают неких временных договоренностей, частично пытаясь решить вопрос (как, скажем, договоренность о транзите российских пассажирских поездов через Литву), но в глобальном контексте - воз и ныне там.

Приятным исключением явилось соглашение между Украиной и Молдовой об обмене территориями. Речь идет о передаче Молдовой Украине 7-и километрового отрезка автодороги E-87, связывающей основную часть Украины с "отрезанной" лиманом украинской Бессарабией и такими городами, как Измаил и Рени. В принципе, альтернативный путь на Измаил пролегает вдоль черноморского побережья и Белгорода-Днестровского, но тот путь сложнее, дольше, да и дорога здорово разбита. Для Молдовы этот короткий отрезок не имел абсолютно никакой ценности, там болота и пустыри, зато для Украины важность очевидна. Теоретически, ездить можно было и раньше, но представьте себе две таможни на семи километрах дороги, причем с сопутствующими очередями, коррупцией, нервотрепкой - это вам не цивилизованная Европа.

С другой стороны, не имеющая выхода к морю Молдова критически нуждалась хотя бы в небольшом отрезке берега Дуная в районе городка Джурджулешты, дабы построить речной порт с возможностью выхода к Черному морю.



Начавшиеся в 1995 году переговоры между двумя государствами шли долго и тяжело. Вначале никак не могли решить, где конкретно должна проходить граница изначально. Как уже говорилось, во времена Советского Союза границы между республиками носили условный характер. То есть, устанавливались исходные точки - и все. Сама же граница должным образом определена не была и не была привязана к местности. Так случилось и с украинско-молдавской границей, в частности, в районе села Джурджулешты. Когда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1940 года, было принято решение о разграничении территорий Украинской и Молдавской ССР, была установлена конечная точка границы двух тогдашних республик - на реке Прут. И, согласно тому решению, Молдавская ССР не имела непосредственно выхода к  берегу Дуная.

В этой связи интересны рассуждения бывшего замминистра иностранных дел Украины, Дмитрия Ткача:

...Первое предложение, которое мы получили от молдавской стороны в январе 1996 года, состояло в том, чтобы Украина согласилась "уступить" 1800 метров (берега Дуная) от устья реки Прут. Аргументировали они такой вариант тем, что именно в этом месте в 1940 году находилось устье реки Прут. Но мы с этим вариантом не согласились…. … Молдавская сторона "запросила" сначала 1800 м, затем 1300 м, потом - 1000 м. Теперь они вообще говорят: "Дайте нам хоть 600 м"… … Украинская сторона представила своё видение молдавской стороне и передала свои предложения … … мы пошли на компромиссный вариант, учитывающий желания молдавской стороны быть придунайской страной…. … Если бы не строительство нефтепродуктоперевалочного терминала в районе Джурджулешт, им бы хватило и 10 метров…. … Но, поскольку они начали строительство терминала, то очень "завязли" в этом. Всё это делалось достаточно келейно, без согласования с украинской стороной. Есть определенные международные правила. Если вы что-то строите в приграничной полосе, а тем более, на спорной территории, вы обязательно это должны согласовывать с приграничным государством... (источник).



В 1999 году некое промежуточное соглашение было подписано, молдаване начали строительство речного порта на полученных от украинцев примерно 700 метрах берега Дуная. Но вдруг выяснилось, что Украина недовольна. Дело в том, что Молдова обязалась взамен передать Украине участок автодороги в окрестностях села Паланка и земельный участок, по которому проходит автотрасса. Однако, как утверждают в Киеве, фактически молдавская сторона до сих пор полностью не выполнила принятых обязательств. Концов в этой истории не найти, ситуация какая-то анекдотичная, обе стороны винят друг-друга.

Что же происходит сегодня?

Если на государственном уровне неопределенность сохраняется, то на местности все более-менее устаканилось. Молдаване сняли пограничные посты на отрезке трассы E-87, проходящей через их территорию. Теперь весь транзитный украинский транспорт проезжает этот кусочек Молдовы без всяких границ.

Пограничный казус

И все же, казус сохранился. Дело в том, что посреди этого отрезка дороги есть ответвление трассы на Кишинев. Получается, что обеспечив беспроблемный транзит из Одессы в Измаил, украинцы вроде как выпускают всех подряд из Украины, не будучи уверенными, куда конкретно вы едете. А что, если вы намерены под предлогом транзита уехать в Молдавию, избегнув тем самым паспортный и таможенный контроль? С этой целью украинцы построили третий пограничный КПП в месте ответвления дороги на Паланку и Кишинев.

Фактически, проезд через данный кусочек Молдовы выглядит следующим образом:

1. Допустим, вы едете из Одессы в Измаил. Соответственно, вы попадаете на украинский КПП "Маяки", где у вас спрашивают, едете вы транзитом или намерены повернуть на Молдову? Если транзитом, то вам дают крохотный клочок бумаги с выездной печатью "Маяки", туда же от руки записывают сколько вас в машине.

2. На выезде у вас этот листочек забирают.

3. Если вы говорите, что намерены ехать в Молдову (а не транзитом), то вам либо сразу же ставят печать в паспорт о выезде из Украины, и вы проходите таможенную проверку, либо вам дают листок бумаги, который следует передать украинским пограничникам на промежуточном КПП  возле Паланки.

4. Если вы едете транзитом, но вдруг в пути решили уехать в Кишинев, то вас туда не выпустят на промежуточном КПП у Паланки, а отправят назад за печатью о выезде из Украины. 

5. Как вы уже поняли, граница достаточно условная, здесь вам не четыре линии укреплений между Израилем и Ливаном, с бункерами и бронетехникой. Разумеется, что пересечь молдавскую границу можно в километре от официального перехода и маловероятно, что вас поймают. Более того, можно даже остановиться по пути следования транзитом и прогуляться в молдавское село Паланка. Другое дело, что грунтовые дороги отходящие от трассы заблокированы бетонными блоками, либо шлагбаумами. Допускаю, что там же сидят милиционеры и бдят за желающими перекинуть из транзитной машины товар в Молдавию, а поймав - настойчиво предложат поделиться товаром с ними.



КПП "Удобное" -







Менялись землями, менялись - все равно вы едете транзитом через Молдову, правда, без паспортных проверок -



Забавно, что формальные атрибуты границы соблюдаются: столбики и вспаханная полоса. Надо подкинуть молдаванам идею - засадить вспаханную полосу картошкой -



На протяжении 7 километров дорога петляет между берегом Днестра слева и Днестровским лиманом справа -





Проехав эти 7 километров Молдовы, мы снова возвращаемся на Украину -



Молдавский пограничный столбик на берегу Днестра -







Интересные ссылки по теме

Сайт пограничной полиции Молдовы с интерактивной картой всех пограничных переходов
Молдавский порт Джурджулешты: вопросов больше, чем ответов
Украина отказывается от демаркации границ с Молдовой



Tags: БЫВШИЙ СССР, Молдова, ПОГРАНИЧНЫЕ СТРАСТИ, ПУТЕШЕСТВИЯ, Украина
Subscribe
promo puerrtto декабрь 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →