puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Трагедия с российскими туристами в Израиле, и как на этом делают деньги и пиар

Ужасная автокатастрофа близ израильского курортного города Эйлат, унесшая жизни 25 и сделавшая инвалидами еще десятки. Почти все - молодые девушки, работники питерских турфирм, приехавшие на ознакомительный тур в Израиль, с целью пропагандировать и продавать данное туристическое направление. Приглашавшая их израильская сторона - крупнейшая русскоязычная турфирма Travel Lux во главе с Яковом Меерсоном. Безумно жаль девушек, чье знакомство с Землей Обетованной завершилось уже через час после выхода из самолета. И все же жизнь продолжается. Прошли сутки после аварии, и, приходит время неизбежного анализа этой печальной ситуации.



Сведение счетов между турагентами Израиля


Конкуренция - двигатель торговли, а острые социальные случаи лишь только эту конкуренцию обостряют. Везде в мире. И Израиль в данном случае не исключение. Мне повезло (или не повезло?) не только быть в Израиле в данный период времени, но физически оказаться на месте трагедии через несколько часов. Друзья, никаких рассказов о героизме вы от меня не услышите. Я проезжал там на машине, и увидел скопление машин скорой помощи, множество людей, несколько сьемочных групп местного телевидения, и парящий в небе вертолет. Я даже не знал что произошло, ибо радио в машине стояло на музыкальной волне, да и слушать выпуски новостей никогда не любил. Притормозил - темно, ничего практически не видно с дороги. Полицейские замахал руками "Проезжайте, нечего тут смотреть, проезжайте!". Проехал. Час спустя услышал по радио о том, что случилось. Кошмар. К чему это я? Так, в качестве введения.

Вечером в день трагедии включаю телевизор в эйлатской гостинице. Израильский 9-ый канал на русском языке. В студии обсуждение автокатастрофы. Гости - некий инспектор дорожного движения, и Игорь Торик, директор израильской русскоязычной турфирмы Игорь Турс. Признаюсь, меня неприятно удивило, что даже такая драматическая ситуация используется как повод уколоть конкурента. И вдвойне странно было это слышать от Игоря Торика, к которому я всегда относился с большим уважением, а рядом его книг и сейчас пользуюсь как путеводителями по Израилю и Ближнему Востоку.

Торик не раз заметил, что "Ответственность за преступную халатность лежит на руководителе принимающей стороны, фирме Travellux". Да, подумал я, засудить надо этот Травеллюкс, что б неповадно было на каких-то разбитых автобусах туристов возить! Но уже через некоторое время, полазив в интернете, обнаружил целый огромный пласт противречий и лжи. И выводы о том, кто виноват стали не столь очевидны.

Далее, в своем ЖЖ, Игорь Торик пишет следующее (теперь уже угодившее оттуда во все СМИ, включая формум российских туроператоров tourdom.ru, где я эту ссылку и нашел):

...Этот данный автобус был куплен фирмой Травеллюкс и формально записан на один из кооперативов, но водиетель был нанят Травеллюксом и платил ему зарплату Травеллюкс. В чем здесь проблема? В том, что в туркомпании не существует кцин бетихут (инженер по безопасности транспорта) и данный автобус никогда таким инженером не проверялся...


Во-первых, заявления о халатности турагента, исходящие из уст его конкурентов - уже сомнительны по сути своей. Во-вторых, причем тут халатность приглашающей стороны? Автобусы пренадлежат крупной израильской автобусной(!) фирме Eilat Tours. Эта автобусная компания никак не "завязана" на российских туристах, работают вот уже почти 20 лет, в парке 30 автобусов. Ориентирована на местный рынок, в том числе их автобусы развозят в эйлатских детишек по школам. Совсем не маленькая контора, и на весьма хорошем счету, если с ними работает даже Минобразования Израиля.

В третьих, если Travel Lux и имел долгосрочное соглашение с автобусной компанией, то, обслуживание автобуса и набор водителей все равно всегда осущеставляется именно автобусной компанией, а не туроператором, у которого в офисном билдинге, разумеется, нет ямы для осмотра транспортных средств. И самое важное - сказанное это установленные следствием факты, или предположения? Думаю, что если доводы Игоря Торика не найдут своего подтверждения, то фирме Travel Lux имеет смысл взвесить обращение в суд против Игоря Торика по статье о клевете и нанесении вреда деловой репутации.

Ничуть не пытаясь оправдать принимающую турфирму, невольно возникает вопрос - в чем вина упомянутого директора Travellux, если автобусы он просто нанял у автобусной компании? Для обычного трансфера туристов из аэропорта в город. Любому здравомыслящему человеку очевидно, что заказывая автобус в автобусной фирме, турагент не может контролировать уровень профессионализма их водителей (а водителей у них полсотни!), не может лично переговорить с каждым техником их автопарка. Это же абсурд! Максимум, что волен предпринять турагент, так это проверить "родословную" той, или иной автобусной компании. И если они не имели крупных аварий, если они на хорошем счету - он делает заказ.

Таким образом, косвенное указание вины в смерти девушек, вменяемая господином Ториком в адрес Якова Меерсона - безосновательно. Неприемлемо пытаться "набить" себе очки в бизнесе на чужом горе. Хотя, наверное это мировая практика. Только здесь вся грязь выкатилась в полной красе...

Игорь Торик взял на себя определенную миссию по помощи пострадавшим. Он их посещает, привозит подарки. Он общался и с их родственниками. Это достойно всяческого уважения. Если бы не одно существенное "но". Когда добрые дела делаются под флагом самопиара, причем когда это происходит вкупе с вышеописанной ситуацией о конкуренции - это уже не совсем доброта.  Игорь Торик прав в одном. В современном мире важно не столько делать доброе дело, сколько сделать так, что бы все знали что вы это дело делаете. В противном случае выходит, что он, сторонний человек, носится по больницам, а Меерсон и его коллеги - как будто нет. Хотя это неправда, и Меерсон с коллегами носится по больницам больше, чем кто-либо другой, плюс взял на себя огромные расходы по размещению в Израиле родственников пострадавших. Но то об этом знает? Никто. А всему причина - слабый пиар. Звучит мерзко, знаю. Но таковы реалии.

"Бесплатные" адвокаты

Безусловно, без участия адвокатов подобного рода драмы не завершаются. Это следующий этап. Предстоит выяснить кто и за что нес юридическую ответственность, в чем роль страховой компании в которой покупали страховку российские туристы, и в чем роль страховщика от автобусной компании, и в чем будет участие принимающей стороны. Судебные баталии неизбежны и необходимы. Это закон жанра. Показательно другое. В первые же сутки после трагедии, как минимум 10 израильских адвокатских контор через все возможные каналы заявили о своей готовности бесплатно(!) оказать юридическую помощь пострадавшим. Вот только несколько выдержек из новостной ленты -

...свои услуги родственникам готов бесплатно предоставить офис одного из самых известных русскоязычных адвокатов в Израиле Эли (Ильи) Гервица... (Источник http://www.gudok.ru/index.php/news/28392 )

...коллегия адвокатов назначила Александра Гамбаряна и Давида Кантора ответственными за оказание бесплатной юридической помощи российским гражданам... (Источник http://www.newsru.co.il/israel/17dec2008/adv_110.htm l)

Мне подумалось, что вероятно я большой пессимист, если совершенно потерял веру в человеческую порядочность и искреннее желание помочь ближнему своему не ожидая прямой материальной компенсации? С целью проверить свои предположения набрал телефон вышеупомянутой фирмы адвоката Гервица, ибо именно его сайт быстрее всего нашел в интернете. Прикинулся другом пострадавшего. Трубку подняла девушка. "Господин Гервиц сейчас занят, ответить не может" - ответили мне. На вопрос о бесплатной юридической помощи мне ответили, что "Поймите, совсем бесплатной помощь не бывает, но можно будет говорить о процентах от суммы иска, если мы за это дело возьмемся. Я могу назначить вам консультацию, и вы обсудите все вопросы с адвокатами." Бесплатна ли консультация, спросил я. "Не думаю. Ведь адвокат тратит на вас свое время и силы". Вот такой разговор про "бесплатную" помощь пострадавшим.

Подчеркну, что отнюдь не осуждаю адвокатов, предложивших свои услуги. Это их работа. И брать за свою работу деньги они имеют полное и законное право. Но широко пиариться, пользуясь трагедией, при этом давая не совсем корректную информацию несчастным людям - не хорошо. Не вполне соответствует адвокатской этике.

Злодей-водитель и его 22 нарушения


Только самые "ленивые" СМИ еще не проехались "катком" по водителю злополучного автобуса. Бесспорно, его роль в этой жуткой драме - ключевая. Он не сильно пострадал в аварии, и уже дает показания следствию. В это же самое время журналисты соревнуются в выдумках и бездарных выводах на предмет причин и следствий произошедшего. Все без исключения СМИ вопрошают "Как можно было посадить за руль человека с 22 нарушениями?". Ничуть не оправдывая шофера, хочется спросить у журналистов, а какие собственно нарушения были у этого водителя? Если все они были критическими - то тогда да, бесспорно, действия нанявшей его автобусной компании безответственны. Но эти вещи нам с вами неизвестны, равно как и журналистам.

У меня стаж вождения немногим меньше, чем у того водителя. Получив права в 17 лет, я уже, таким образом, 14 лет за рулем. Сколько у меня за эти годы нарушений? Целых 10. Ужасно, да? Но уточню, что все эти нарушения кроме двух относятся к периоду, когда я в студенчестве подрабатывал водителем на минибусе. И парковался там, где должен был встретить туристов, и порой это были не предназначенные для парковки места. И мне иногда вкладывали под дворники штрафы за парковку в неположенном месте. Но фирма штрафы оплачивала, так что мне было все равно. Итого, 8 штрафов за парковку. Затем 1 штраф за то, что я выехал и забыл дома свои водительские права. И 1 штраф за езду с негорящей правой габариткой.

Согласитесь, что все вышеперечисленные "нарушения" совершенно не говорят о профессионализме водителя! Вернемся к шоферу того автобуса. В отличии от меня, вот уже 4 года не имеющего машину, он за рулем 17 лет. Постоянно. По 8-10 часов в день. Встречает туристов - провожает, завозит в музей - забирает. Это неизбежно сопряжено с мелкими административными нарушениями правил парковки, а ведь именно они занимают львиную долю нарушений большинства водителей в странах Европы, Америки и Израиля. До России волна парковочных штрафов еще не докатилась, и пока милиция ограничивается ловлей на скорости почти исключительно.

Не лучше ли дождаться окончания следствия? Наверное не лучше, ибо сенсациии кормят журналиста.

Во всем виноваты военные! Так ли это?

Еще один опупей-опупеоз в исполнении новостного портала Life.ru:

...причиной страшного ДТП стали военные учения, которые проходят в этих местах традиционно под Новый год. Трасса, по которой двигался автобус с гражданами России, неоднократно перекрывалась военными в течение последних дней. Накануне дорогу дважды блокировали, и водитель роковой машины знал, что может застрять в пробке на долгие часы. Чтобы доставить туристов вовремя в Эйлат, 39-летний шофер был вынужден ехать с превышением скоростного режима...

Друзья, что значит "шофер был вынужден"? Если я проспал и опаздываю на работу, и гнал с превышением и сбил человека - будут ли служить для меня оправданием слова "Я был вынужден превысить скоростной режим"? Ничто не может служить оправданием нарушения закона, тем более, когда это нарушение еще и привело к жуткой трагедии.

Второй невольно возникающий вопрос - зачем вообще водитель поехал по этой дороге номер 12? Смотрю подробный атлас дорог Израиля. Вот аэропорт Увда. Вот Эйлат. От аэропорта в Эйлат можно доехать двумя путями, либо проехать 5 (всего пять) километров в противоположную от Эйлата сторону и там выехать на скоростной четырехполосный автобан в Эйлат, по которому идет весь транспорт из центра страны, либо - избрать на первый взгляд(!) более короткую дорогу напрямую, не делая крюк в 5 километров. Но дорога эта тяжелая, узкая, в 1,5 полосы где нелегко разьехаться двум автобусам. Сравним километраж. Если ехать через автобан, тo получается 34 километра из аэропорта в Эйлат. А если напрямую, по горной дороге, то 32 километра. Неужели риск ехать с полным автобусом по горной дороге стоит "выигрыша" двух километров разницы? Для автобуса это одна минута. Для пассажиров - жизнь. Тем более, если водитель знал, что горная дорога используется военными.

Благодарность военным так и не пришла


Поиски виноватых вышли за рамки разумного. Уже виноваты все - принимющая сторона, израильская армия, страховая фирма. Всех очернили, без разбора. Конкуренты кинулись делать себе пиар на крови погибших, адвокаты кинулись урывать свою денежку на лживой саморекламе. И вот теперь камень в сторону военных. Они то причем? Как раз наоборот. Именно офицеры израильских ВВС первыми оказались на месте трагедии, и оказали первую помощь пострадавшим еще до прибытия машин скорой помощи -

...Как сообщают израильские газеты "Маарив" и "Едиот Ахронот", первую медицинскую помощь пострадавшим оказали солдаты и офицеры эскадрильи вертолетов Black Hawk "Птицы пустыни", возвращавшиеся с отдыха на базу. Их автобус подъехал к месту трагедии через несколько минут после аварии. Вместе с солдатами эскадрильи в автобусе были два военфельдшера.

Командир эскадрильи подполковник Ури немедленно вызвал спасательные вертолеты с ближайших военных баз. "Мы выскочили из автобуса и спустились по склону.
Солдаты разыскивали выживших, проверяли пульс, после чего звали фельдшеров. Из покореженного автобуса мы достали пять человек. Потом приехали бригады "скорой помощи" и взяли ситуацию под контроль", - рассказал подполковник журналистам.

Следует отметить, что "Птицы пустыни" уже имеют опыт в проведении подобных операций. В сентябре 2007 года эскадрилья получила почетный знак отличия начальника генерального штаба за героизм, проявленный при эвакуации раненых из зоны боевых действий в ходе Второй Ливанской войны. На счету эскадрильи – несколько десятков боевых вылетов, многие из которых – при свете дня, и десятки спасенных солдат... (Источник: http://www.newsru.co.il/press/17dec2008/smi301.html)
Subscribe
Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →