Трагедия с российскими туристами в Израиле, и как на этом делают деньги и пиар
Сведение счетов между турагентами Израиля
Конкуренция - двигатель торговли, а острые социальные случаи лишь только эту конкуренцию обостряют. Везде в мире. И Израиль в данном случае не исключение. Мне повезло (или не повезло?) не только быть в Израиле в данный период времени, но физически оказаться на месте трагедии через несколько часов. Друзья, никаких рассказов о героизме вы от меня не услышите. Я проезжал там на машине, и увидел скопление машин скорой помощи, множество людей, несколько сьемочных групп местного телевидения, и парящий в небе вертолет. Я даже не знал что произошло, ибо радио в машине стояло на музыкальной волне, да и слушать выпуски новостей никогда не любил. Притормозил - темно, ничего практически не видно с дороги. Полицейские замахал руками "Проезжайте, нечего тут смотреть, проезжайте!". Проехал. Час спустя услышал по радио о том, что случилось. Кошмар. К чему это я? Так, в качестве введения.
Вечером в день трагедии включаю телевизор в эйлатской гостинице. Израильский 9-ый канал на русском языке. В студии обсуждение автокатастрофы. Гости - некий инспектор дорожного движения, и Игорь Торик, директор израильской русскоязычной турфирмы Игорь Турс. Признаюсь, меня неприятно удивило, что даже такая драматическая ситуация используется как повод уколоть конкурента. И вдвойне странно было это слышать от Игоря Торика, к которому я всегда относился с большим уважением, а рядом его книг и сейчас пользуюсь как путеводителями по Израилю и Ближнему Востоку.
Торик не раз заметил, что "Ответственность за преступную халатность лежит на руководителе принимающей стороны, фирме Travellux". Да, подумал я, засудить надо этот Травеллюкс, что б неповадно было на каких-то разбитых автобусах туристов возить! Но уже через некоторое время, полазив в интернете, обнаружил целый огромный пласт противречий и лжи. И выводы о том, кто виноват стали не столь очевидны.
Далее, в своем ЖЖ, Игорь Торик пишет следующее (теперь уже угодившее оттуда во все СМИ, включая формум российских туроператоров tourdom.ru, где я эту ссылку и нашел):
...Этот данный автобус был куплен фирмой Травеллюкс и формально записан на один из кооперативов, но водиетель был нанят Травеллюксом и платил ему зарплату Травеллюкс. В чем здесь проблема? В том, что в туркомпании не существует кцин бетихут (инженер по безопасности транспорта) и данный автобус никогда таким инженером не проверялся...
Во-первых, заявления о халатности турагента, исходящие из уст его конкурентов - уже сомнительны по сути своей. Во-вторых, причем тут халатность приглашающей стороны? Автобусы пренадлежат крупной израильской автобусной(!) фирме Eilat Tours. Эта автобусная компания никак не "завязана" на российских туристах, работают вот уже почти 20 лет, в парке 30 автобусов. Ориентирована на местный рынок, в том числе их автобусы развозят в эйлатских детишек по школам. Совсем не маленькая контора, и на весьма хорошем счету, если с ними работает даже Минобразования Израиля.
В третьих, если Travel Lux и имел долгосрочное соглашение с автобусной компанией, то, обслуживание автобуса и набор водителей все равно всегда осущеставляется именно автобусной компанией, а не туроператором, у которого в офисном билдинге, разумеется, нет ямы для осмотра транспортных средств. И самое важное - сказанное это установленные следствием факты, или предположения? Думаю, что если доводы Игоря Торика не найдут своего подтверждения, то фирме Travel Lux имеет смысл взвесить обращение в суд против Игоря Торика по статье о клевете и нанесении вреда деловой репутации.
Ничуть не пытаясь оправдать принимающую турфирму, невольно возникает вопрос - в чем вина упомянутого директора Travellux, если автобусы он просто нанял у автобусной компании? Для обычного трансфера туристов из аэропорта в город. Любому здравомыслящему человеку очевидно, что заказывая автобус в автобусной фирме, турагент не может контролировать уровень профессионализма их водителей (а водителей у них полсотни!), не может лично переговорить с каждым техником их автопарка. Это же абсурд! Максимум, что волен предпринять турагент, так это проверить "родословную" той, или иной автобусной компании. И если они не имели крупных аварий, если они на хорошем счету - он делает заказ.
Таким образом, косвенное указание вины в смерти девушек, вменяемая господином Ториком в адрес Якова Меерсона - безосновательно. Неприемлемо пытаться "набить" себе очки в бизнесе на чужом горе. Хотя, наверное это мировая практика. Только здесь вся грязь выкатилась в полной красе...
Игорь Торик взял на себя определенную миссию по помощи пострадавшим. Он их посещает, привозит подарки. Он общался и с их родственниками. Это достойно всяческого уважения. Если бы не одно существенное "но". Когда добрые дела делаются под флагом самопиара, причем когда это происходит вкупе с вышеописанной ситуацией о конкуренции - это уже не совсем доброта. Игорь Торик прав в одном. В современном мире важно не столько делать доброе дело, сколько сделать так, что бы все знали что вы это дело делаете. В противном случае выходит, что он, сторонний человек, носится по больницам, а Меерсон и его коллеги - как будто нет. Хотя это неправда, и Меерсон с коллегами носится по больницам больше, чем кто-либо другой, плюс взял на себя огромные расходы по размещению в Израиле родственников пострадавших. Но то об этом знает? Никто. А всему причина - слабый пиар. Звучит мерзко, знаю. Но таковы реалии.
"Бесплатные" адвокаты
Безусловно, без участия адвокатов подобного рода драмы не завершаются. Это следующий этап. Предстоит выяснить кто и за что нес юридическую ответственность, в чем роль страховой компании в которой покупали страховку российские туристы, и в чем роль страховщика от автобусной компании, и в чем будет участие принимающей стороны. Судебные баталии неизбежны и необходимы. Это закон жанра. Показательно другое. В первые же сутки после трагедии, как минимум 10 израильских адвокатских контор через все возможные каналы заявили о своей готовности бесплатно(!) оказать юридическую помощь пострадавшим. Вот только несколько выдержек из новостной ленты -
...свои услуги родственникам готов бесплатно предоставить офис одного из самых известных русскоязычных адвокатов в Израиле Эли (Ильи) Гервица... (Источник http://www.gudok.ru/index.php/news/28392 )
...коллегия адвокатов назначила Александра Гамбаряна и Давида Кантора ответственными за оказание бесплатной юридической помощи российским гражданам... (Источник http://www.newsru.co.il/israel/17dec2008/adv_110.htm l)
Мне подумалось, что вероятно я большой пессимист, если совершенно потерял веру в человеческую порядочность и искреннее желание помочь ближнему своему не ожидая прямой материальной компенсации? С целью проверить свои предположения набрал телефон вышеупомянутой фирмы адвоката Гервица, ибо именно его сайт быстрее всего нашел в интернете. Прикинулся другом пострадавшего. Трубку подняла девушка. "Господин Гервиц сейчас занят, ответить не может" - ответили мне. На вопрос о бесплатной юридической помощи мне ответили, что "Поймите, совсем бесплатной помощь не бывает, но можно будет говорить о процентах от суммы иска, если мы за это дело возьмемся. Я могу назначить вам консультацию, и вы обсудите все вопросы с адвокатами." Бесплатна ли консультация, спросил я. "Не думаю. Ведь адвокат тратит на вас свое время и силы". Вот такой разговор про "бесплатную" помощь пострадавшим.
Подчеркну, что отнюдь не осуждаю адвокатов, предложивших свои услуги. Это их работа. И брать за свою работу деньги они имеют полное и законное право. Но широко пиариться, пользуясь трагедией, при этом давая не совсем корректную информацию несчастным людям - не хорошо. Не вполне соответствует адвокатской этике.
Злодей-водитель и его 22 нарушения
Только самые "ленивые" СМИ еще не проехались "катком" по водителю злополучного автобуса. Бесспорно, его роль в этой жуткой драме - ключевая. Он не сильно пострадал в аварии, и уже дает показания следствию. В это же самое время журналисты соревнуются в выдумках и бездарных выводах на предмет причин и следствий произошедшего. Все без исключения СМИ вопрошают "Как можно было посадить за руль человека с 22 нарушениями?". Ничуть не оправдывая шофера, хочется спросить у журналистов, а какие собственно нарушения были у этого водителя? Если все они были критическими - то тогда да, бесспорно, действия нанявшей его автобусной компании безответственны. Но эти вещи нам с вами неизвестны, равно как и журналистам.
У меня стаж вождения немногим меньше, чем у того водителя. Получив права в 17 лет, я уже, таким образом, 14 лет за рулем. Сколько у меня за эти годы нарушений? Целых 10. Ужасно, да? Но уточню, что все эти нарушения кроме двух относятся к периоду, когда я в студенчестве подрабатывал водителем на минибусе. И парковался там, где должен был встретить туристов, и порой это были не предназначенные для парковки места. И мне иногда вкладывали под дворники штрафы за парковку в неположенном месте. Но фирма штрафы оплачивала, так что мне было все равно. Итого, 8 штрафов за парковку. Затем 1 штраф за то, что я выехал и забыл дома свои водительские права. И 1 штраф за езду с негорящей правой габариткой.
Согласитесь, что все вышеперечисленные "нарушения" совершенно не говорят о профессионализме водителя! Вернемся к шоферу того автобуса. В отличии от меня, вот уже 4 года не имеющего машину, он за рулем 17 лет. Постоянно. По 8-10 часов в день. Встречает туристов - провожает, завозит в музей - забирает. Это неизбежно сопряжено с мелкими административными нарушениями правил парковки, а ведь именно они занимают львиную долю нарушений большинства водителей в странах Европы, Америки и Израиля. До России волна парковочных штрафов еще не докатилась, и пока милиция ограничивается ловлей на скорости почти исключительно.
Не лучше ли дождаться окончания следствия? Наверное не лучше, ибо сенсациии кормят журналиста.
Еще один опупей-опупеоз в исполнении новостного портала Life.ru:
...причиной страшного ДТП стали военные учения, которые проходят в этих местах традиционно под Новый год. Трасса, по которой двигался автобус с гражданами России, неоднократно перекрывалась военными в течение последних дней. Накануне дорогу дважды блокировали, и водитель роковой машины знал, что может застрять в пробке на долгие часы. Чтобы доставить туристов вовремя в Эйлат, 39-летний шофер был вынужден ехать с превышением скоростного режима...
Друзья, что значит "шофер был вынужден"? Если я проспал и опаздываю на работу, и гнал с превышением и сбил человека - будут ли служить для меня оправданием слова "Я был вынужден превысить скоростной режим"? Ничто не может служить оправданием нарушения закона, тем более, когда это нарушение еще и привело к жуткой трагедии.
Второй невольно возникающий вопрос - зачем вообще водитель поехал по этой дороге номер 12? Смотрю подробный атлас дорог Израиля. Вот аэропорт Увда. Вот Эйлат. От аэропорта в Эйлат можно доехать двумя путями, либо проехать 5 (всего пять) километров в противоположную от Эйлата сторону и там выехать на скоростной четырехполосный автобан в Эйлат, по которому идет весь транспорт из центра страны, либо - избрать на первый взгляд(!) более короткую дорогу напрямую, не делая крюк в 5 километров. Но дорога эта тяжелая, узкая, в 1,5 полосы где нелегко разьехаться двум автобусам. Сравним километраж. Если ехать через автобан, тo получается 34 километра из аэропорта в Эйлат. А если напрямую, по горной дороге, то 32 километра. Неужели риск ехать с полным автобусом по горной дороге стоит "выигрыша" двух километров разницы? Для автобуса это одна минута. Для пассажиров - жизнь. Тем более, если водитель знал, что горная дорога используется военными.
Благодарность военным так и не пришла
Поиски виноватых вышли за рамки разумного. Уже виноваты все - принимющая сторона, израильская армия, страховая фирма. Всех очернили, без разбора. Конкуренты кинулись делать себе пиар на крови погибших, адвокаты кинулись урывать свою денежку на лживой саморекламе. И вот теперь камень в сторону военных. Они то причем? Как раз наоборот. Именно офицеры израильских ВВС первыми оказались на месте трагедии, и оказали первую помощь пострадавшим еще до прибытия машин скорой помощи -
...Как сообщают израильские газеты "Маарив" и "Едиот Ахронот", первую медицинскую помощь пострадавшим оказали солдаты и офицеры эскадрильи вертолетов Black Hawk "Птицы пустыни", возвращавшиеся с отдыха на базу. Их автобус подъехал к месту трагедии через несколько минут после аварии. Вместе с солдатами эскадрильи в автобусе были два военфельдшера.
Командир эскадрильи подполковник Ури немедленно вызвал спасательные вертолеты с ближайших военных баз. "Мы выскочили из автобуса и спустились по склону.
Солдаты разыскивали выживших, проверяли пульс, после чего звали фельдшеров. Из покореженного автобуса мы достали пять человек. Потом приехали бригады "скорой помощи" и взяли ситуацию под контроль", - рассказал подполковник журналистам.
Следует отметить, что "Птицы пустыни" уже имеют опыт в проведении подобных операций. В сентябре 2007 года эскадрилья получила почетный знак отличия начальника генерального штаба за героизм, проявленный при эвакуации раненых из зоны боевых действий в ходе Второй Ливанской войны. На счету эскадрильи – несколько десятков боевых вылетов, многие из которых – при свете дня, и десятки спасенных солдат... (Источник: http://www.newsru.co.il/press/17dec2008/smi301.html)