puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Category:

Галопом по Европе: самый большой автомобильный музей в Европе (Мюлуз, Франция)

В ту пору, когда я активно играл на бирже (о казусах российского биржевого трейдинга можно почитать тут), копался в сети в поисках финансовой аналитики. И вдруг на глаза мне попалась книжка американского журналиста Джеффри Робинсона (Jeffrey Robinson) «Minus Millionaires» (в русском варианте – «Миллионеры в минусе, или как пустить деньги на ветер»).«Стоп,- скажете вы, «Саш, а какое это имеет отношение к автомобильному музею в Мюлузе?» Да самое прямое - именно благодаря ей я и узнал о существовании Cite de Automobile. Там есть занятная глава про бывшего владельца коллекции ретро-авто, о том, как она собиралась, и каким образом она вдруг стала доступной всем желающим.А так как я очень люблю всякие технические музеи, то сей факт надолго у меня в голове отложился. Потому в эту поездку очень хотел попасть в Мюлуз. Кроме авто одна причина - крепость Кёнигсбург, что находится примерно в часе езды от Мюлуза. Конечно, времени было в обрез – это же был мой последний день в Европе, но я успел. С утра рванул в Крепость (расскажу чуть позже), а пока – идем в музей. Итак, кратко пересказываю историю музея, который, кстати, самый большой в Европе (если интересно в деталях, можете почитать об этом вот тут ).

Музей находится в бывших цехах текстильной мануфактуры братьев Шлумпф. К моменту его основания текстильные магнаты, Фриц и Ганс Шлумпфы, были уже миллионерами, владея вторым или третьим по размеру производством текстиля во Франции. Начали, кстати, они свое дело в 1935 году, потом хорошо поднялись во время немецкой оккупации, поставляя сукно вермахту, после окончания войны им удалось отмазаться от ответственности за сотрудничество с фашистами, и дело продолжало процветать. Старший из братьев, Фриц, всегда увлекался автомобилями и даже участвовал в каких-то соревнованиях, а после смерти матери у него в голове что-то повернулось, и он стал одержим идеей создания автомобильного музея в Мюлузе в ее честь.

С начала 60-х по 1976 он начал активно скупать автомобили, причем только европейских марок. Судя по всему, он стал обладателем самой большой коллекции раритетных моделей Bugatti; их в музее больше ста штук! А вообще в музее, по словам самого бывшего владельца, 560 машин (представлено большинство известных европейских марок с самого начала эры машиностроения). В 1976 году предприятие Шлумпфов разорилось во время мирового текстильного кризиса. Братья смылись в Швейцарию во время бунта рабочих и профсоюзов, а сами рабочие взломали двери музея (до этого Фриц водил туда только самых близких друзей) и обалдели от коллекции. В итоге музей перешел в собственность города, периодически коллекция пополняется, и мы можем ею любоваться ежедневно, кроме 25 декабря. Собственно, я, когда вошел в зал с автомобилями, тоже обалдел – такого количества и разнообразия еще не видел, хотя побывал во многих подобных музеях (например, королевском музее в Аммане, музее паровозов и автомобилей в Джордже и даже на Гоа такой нашел). Начинается все с самых первых авто – даже не авто, а самодвижущихся фаэтонов компании Panhard Levassor (компания выпускала машины под своим именем до 1967 года, когда ее поглотил Ситроен) – одной из родоначальниц мирового автопрома. Вот первые серийные моделиь 1890-х годов -







Ну а дальше смотрим, как все развивалось -





Вот и омнибусы появились -



Через каких-то 10-15 -20 лет уже появились вот такие машины. Чувствуется, что процесс пошел -



Если вы думаете, что в те годы тетки за руль не садились, так вы сильно ошибаетесь. Специально для дам стали выпускать вот такие мелкие машинки – обратите внимание, сидение рассчитано только на одну персону -



Прошелся по большому залу и решил заглянуть в малый – а вот там самые главные сокровища Фрица: бугатти, роллсы, майбахи и мерсы экстра класса -







Этот Rоyale Coupe Napoleon - просто любимец бывшего хозяина музея. Он огромный и шикарный, иные слова подобрать сложно для описания этого чуда техники. Вообще, машин такого класса было выпущено всего 6 штук с 1926 по 1933 год – Этторе Бугатти, основатель одноименной компании, делал их для особ голубых кровей и миллионеров. Рассчитывал сделать, конечно, больше, но не смог продать даже эти. А на "Наполеоне" Этторе ездил сам -



Вот еще произведение его завода – спортивный вариант -



Возвращаемся в главный зал – да тут еще фоткать и фоткать. На самом деле в музее можно весь день провести -



Замечен ряд совсем необычных машин – вот эта, например, больше напоминающая летающую тарелку. Называется «La Baleine». Создана французским инженером Полем Арзеном, причем в 38-м году (прототип гоночных авто будущего). Существует только в одном экземпляре, понятное дело, Фрицу не могло такое не понравиться -



Рядом с ней экземпляр от Panhard Levassor Coach младше соседа на 10 лет. Эта модель стала прототипом для серийных машин Dyna>, которые выпускались в разных вариациях до конца 60-х.



А тут собрание малолитражек Рено -





Ситроен (машина Фантомаса, и Гагарину в свое время тоже похожую подарили) в компании «горбатого» - только не Запорожца, а оригинала, т.е. Фиата -



Еще несколько машин разных компаний, о части которых я даже не слышал -









Кстати, в музее собрана еще и коллекция детских машин. В моем детстве в центральном парке культуры для детей были машинки а-ля жига с педалями. тут моделей, конечно, гораздо больше, чем в ЦПКиО нашего детства -





Кстати, а вот на этом мотоцикле, похоже,  движок стоит -



В углу на стенде крутится последняя модель Бугатти (естественно, уже не детская модель) -



А вот ее «прадедушка» - в общем идея, практически, та же -



Зал гоночной славы от начала до конца 20 века -





Кстати, только сейчас, выставляя фотки, увидел, что в музее, оказывается, есть болид из «конюшни» Уильямса, на котором выступал один из легендарных гонщиков, прославивших эту команду в 90-х - Деймона Хилла (когда-то увлекался Формулой -1 и болел за него). Вон синий нос точит под номером 0 -



Кстати, всем привет из столицы Лаоса, города Вьентьян!

| Добавить в ЖЖ | Facebook | Twitter |

Tags: ЕВРОПА, МУЗЕИ, ПУТЕШЕСТВИЯ, Франция
Subscribe
promo puerrtto december 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →