puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Category:

1500 километров на автомобиле по Иордании

Собственно, о том и пойдет речь - задумал я покататься несколько дней по Иордании. Да не просто так, а взять в прокат автомобиль, что было бы значительно оригинальнее. Тем более, что на сайте lastminute.com отыскал недорогой тариф на прокат в Акабе исходя из 25 динаров ($38) в день включая страховку CDW и все обычные таксы. Согласитесь - совсем не много для арабской страны. Обычно в странах этого региона (исключая Израиль, где прокат дешев) сие неоправданно дорого. Не могу не вспомнить Ливан с их минимальной стоимостью самой простой машины в 80 долларов в сутки. Сразу скажу, что перспектива водить автомобиль в этих странах меня всегда серьезно напрягала. Любой, кто бывал в странах арабского Востока и особенно в Египте, знает, что водят там кошмарно, не соблюдая абсолютно никаких правил. К моему немалому удивлению, Иордания оказалась приятным исключением из общего правила.



В один из дней изыскал недорогой перелет прямо из Хайфы в Эйлат. Это самый протяженный перелет в небольшом Израиле, длящийся целых 55 минут. Аэропорт Хайфы, на мой взгляд, исключительно компактен и удобен. И это один из самых маленьких аэропортов, что мне довелось встречать в жизни. Купил билеты на сайте авиакомпании Arkia за 207 шекелей ($53) в одну сторону из Хайфы в Эйлат. Это дешевая цена, сразу предупреждаю - ее надо заранее находить на сайте их компании и покупать посредством кредитной карты. Обычная варьируется от 350 до 400 шекелей ($80-100) в одну сторону.

Самолет летит над живописнейшими местами. Вначале вы взлетаете и огибаете Хайфу на высоте всего лишь с полкилометра. Затем летите аккурат на юг над морем в непосредственной близости от побережья. Затем резко берете на восток, летите над Иерусалимом (можно увидеть золотой купол мечети Омара!), и затем резко берете на юг к Мертвому морю. Самолет летит на сравнительно небольшой высоте, от силы километр три, и вы прекрасно видите потрясающе красивые горы вокруг Мертвого моря. Потом еще минут двадцать лета и вы садитесь в Эйлате. Вот несколько панорамных видов с самолета -


Внизу и далее - Мертвое море



Подлетаем к Эйлату. Обратите внимание на соседнюю иорданскую Акабу. Граница проходит с севера на юг между городами, и это хорошо заметно. Еще обратите внимание на расположение эйлатского аэропорта - он прямо в центре города -



В Эйлате я встретился со своей спутницей, и вместе мы пешком за полчаса дошли от аэропорта до пограничного перехода Arava между Израилем и Иорданией. По идее, можно было взять и такси, тем более что из-за кризиса амбиции людей с шашечками порядком убавились. Если раньше они хотели до 40 шекелей ($12) за проезд, то сейчас готовы и за 20 ($6). Но нам просто захотелось прогуляться. Границу прошли на удивление быстро и без проблем, что для моей персоны весьма удивительно. Именно на этом пограничном переходе меня продержали почти 4 часа в 2006-ом году, поскольку обнаружили в моем паспорте печать из Сирии. Сейчас проще - очевидно, что бдительные израильские службисты, пережив почти двухлетнее судебное разбирательство по ему к ним иску за моральный ущерб - порядком уняли свои амбиции. Что не могло не порадовать. Замечу, что суд я не выиграл - они замяли дело путем хитроумных бюрократических заморочек пользуясь тем, что я не живу в Израиле. Но сам факт того, что несколько местных ГБистов ездили свидетелями на суд из Эйлата в Хайфу абсолютно напрасно - им здорово не понравилось. Впрочем, не о том сейчас речь.

После того, как вы пройдете израильский паспортный контроль и заплатите беспредельные 94 шекеля ($24) выездного сбора, вы идете через двухсотметровую нейтральную полосу промеж многочисленных линий заграждений. Иорданский терминал выглядит вот так -



На иорданской стороне все процедуры проще и быстрее, чем на израильской. Напряжение и нервозность сразу же уступают место расслабленности и умиротворению. Здесь спокойный арабский бардак, которому проще отдаться, чем пытаться его переделать по своему. Общительные солдаты вас приветствуют, с интересом разглядывают какие экзотические печати есть у вас в паспорте. Потом начинается процедура окошечек. В одно окошко вы даете паспорт, затем, минут через 10, ваш паспорт материализуется в другом окошке. Вы бежите туда. Вам уже шлепнули бесплатную визу ASEZA, которую получают все те, кто следует в Акабу. На выходе из терминала солдат проверит поставили ли вам печать о вьезде в Иорданию.

И здесь, если вас не встречают, то вам придется иметь дело с мафией. Таксишной мафией. Автобусная остановка находится в 15 минутах ходьбы пешком от терминала, но полиция вам не даст туда пройти, ссылаясь на "повышенную опасность". Прикормленные таксисты делятся денежкой с полицией, а с наивных туристов требуют от 7 до 15 динаров ($10-20) в Акабу. И это притом, что проезд стоит от силы 4 динара ($6).  Зависит от времени и количества туристов пересекающих границу.  Эта ситуация по сути ставит вас почти в безвыходное положение. Как с этим явлением бороться? Сложно дать однозначный ответ. Лично я склонен некоторые жизненные вопросы решать быстро и радикально. Например там я просто взял и пошел прямо, не реагируя на истошные крики солдат. Моя спутница здорово испугалась, предположив, что те сейчас откроют по нам огонь с вышек. Но моя взяла, и через пару сотен метров догнавшие нас полицейские дали отмашку таксисту везти нас за 5 динаров, которые мы по ходу езды сбили до четырёх. 

Израильские знакомые советовали мне непременно звонить некоему иорданскому шоферу по имени Осама. Этот парень известен тем, что возит почти исключительно израильтян. При этом, исходя из тех цен, что мне называли израильтяне - Осама прилично израильтян надувает. Одни только его цены в 50 динаров из Акабы в Петру чего стоят, и это при обычной цене в 30-32. Почему так много израильтян старается ездить именно с ним? Он пунктуален. И все. С другой стороны задается вопрос - зачем вам его пунктуальность, если десятки его коллег буквально дерутся за вас в любое время дня и суток?

И кроме того, уж если говорить о безопасности, то ехать с шофером известным в своих арабских таксо-кругах как "Перевозчик израильских туристов" - крайне неосмотрительно. Будь вы матёрым террористом,  на кого бы вы вышли в первую очередь, если бы задумали сделать израильтянам очень плохо? Правильно, вы бы вышли на Осаму. И я тоже так же точно рассудил. Поэтому никогда и никого не слушаю в этих вопросах, и не советую читателям. Обидно допускать даже малейший шанс того, что вы можете совершенно случайно попасть под удар, если вас не за того примут.

Машина

Да, я переживал. Да, я немного параноик и часто отовсюду ожидаю обман и подвох. И именно поэтому избегал очень многих неприятностей, хотя часто лезу на рожон. Во-первых я заказывал машину посредством своей кредитки, а значит к местным арабам попали её данные. Вроде бы ничего необычного - нельзя пользоваться картой, не передавая ее данных компании.  И все же вопрос этот очень неоднозначный. Будь то Европа и Америка - да, никаких проблем. А в странах Азии мошенничество с картами перешло все разумные пределы. И подобного рода неприятный опыт я уже пережил в Шри-Ланке год назад. Второй вопрос - не обманут ли с договором о прокате, не подсунут ли машину с заведомо поврежденным днищем, не попытаются ли снять с моей карты вдвое больше положенного. Мысли так и носились по моей голове, пока я неторопливо приближался к офису моей прокатной компании Thrinity.



Что сказать? В чем-то в этот раз я явно преувеличил риски обмана. Очень культурная фирма, хотя это и всего лишь их офис в арабской стране. Очень культурные сотрудники. Совершенно новые автомобили. Я на десять раз перепроверил выданный мне Citroen C3, указав им буквально на каждую точку на корпусе. С осмотром днища было сложнее, и кое-как заглянув туда я с не вполне спокойным сердцем подписался на этот автомобиль. Забегая вперед скажу, что все было в порядке и с днищем. Чудеса в решете. В пользу моей теории было и ненароком брошенное одним из сотрудников замечание "Хорошо, что все проверяете так тщательно, а то бывают тут берут...не смотрят, а потом жалуются".

Иорданские дороги

Скажу так - они хороши по меркам арабских стран. Но дорожная сеть ограничена. Дорожные карты этой страны выдают вам четыре вида дорог: хайвей, региональная трасса, дорога 2-го уровня и проселочная дорога (трак). Если у вас машина не 4x4, то не советую вам пробовать трассы иные, нежели первые две. Дороги второго класса ведут в своей массе к каньонам Мертвого моря со стороны Королевской дороги (KIings Highway), и весьма проблематичны. Сама же знаменитая Королевская дорога являет собой трассу среднего качества по одной полосе в каждую сторону. Она петляет через десятки деревень и городов. Местами трасса в состоянии вечного ремонта, и вы будете по-долгу "пылить" через гравий.


У нас отвалился номерной знак. К счастью, развернувшись и проехав пару километров мы его отыскали и прикрутили проволокой.

Напоминаю, что повреждения днища вашего прокатного автомобиля страховкой не покрываются, равно как и терять номерной знак тоже не советую. Советую обьезжать крупные города, с в особенности Амман и Ирбид. Это не для слабонервных. Указателей хронически не хватает, движение хаотичное, водители не отличаются вежливостью.  

Из хороших трасс отмечу главную дорогу тянущуюся от границы с Сирией к Акабе, и второстепенную но новую дорогу от Азрака на Акабу. Дорога от Акабы к Мертвому морю (Arava road) отличная тоже - рекомендую. 

Бич иорданских дорог - большегрузные транзитные фуры. Их неимоверное количество. Большая часть из них с иракскими номерами и курсирует между Багдадом и Акабой через Азрак и Амман. Представьте себе условные двести огромных грузовиков несущихся со скоростью более 100 км/ч и беспрерывно пытающихся один другого обгонять. И все это на весьма скромных трассах по одной полоске в каждом направлении. Это испытание, будьте к сему готовы, и если знаете, что вашего водительского опыта и стажа маловато - ни в коем случае не садитесь в тех местах за руль. О судьбе тех, кто переоценил свои силы повествует пустыня, так и усеянная обрывками автомобильных шин и кусками автомобилей. Особенно жуткое зрелище предстанет вам ближе к границе с Ираком, сразу восточнее Азрака.


Порой вы по часу и более не сможете обогнать впереди идущий грузовик


Трасса Азрак - Акаба (через Аль-Джафр) - приятное исключение из правил - почти никакого трафика


Иногда возле дорог можно встретить пасущихся верблюдов. Иной раз они будут стоять у вас на пути - не зевать!


Прекрасная трасса в Араве от Акабы к Мертвому морю


А вот это популярная трасса King's Highway. Там конечно много интересных памятников культуры и архитектуры, но дорога очень даже так себе. И очень много баранов.


Трасса вдоль побережья Мертвого моря - очень живописно!


Еще один ракурс Мертвого моря

Где мы были?

Нашей целью не было посетить главные достопримечательности Иордании. Дело в том, что для меня это был восьмой визит в эту страну, а для моей спутницы - третий. Сколько раз можно посетить Петру? Я ее посетил четырежды, за что отдал 80 динаров ($120), и делать нечего - вход туда не дешев. Чудесно, прекрасно, неповторимо. Но в пятый раз я не отдам 20 динаров. Я бывал в Вади-Рам, был в Аммане, Джераше и практически везде, где советуют побывать путеводители. Сейчас хотелось немного другого. Попасть туда, куда сложно добраться без собственного транспорта. Ниже я выкладываю ряд фотографий, и под ними краткие комментарии. Уверен, что читателю не особенно нужны мои исторические выкладки, взятые из интернета. Но при этом будет полезен практический материал.




Мертвое море


Вади Муджиб


Мост через Вади-Муджиб


Горячие источники в Зарка Маин






Еще немного Мёртвого моря




Рыцарский замок в городке Карак






Каракский замок с другого ракурса


Каньон Вади Ибн Хамад


Каньон Ибн Хамад с его горячими источниками - популярное место отдыха иорданцев с соседних деревень


Каньон Верхнего Муджиба - весьма и весьма соответствует штатовскому Гранду!


Виды потрясающие!


Панорама открывается практически с любой точки Муджиба


Замок в Азраке (120км восточнее Аммана)


Замок Касар Амра, неподалеку от упомянутого выше Азрака


Замок Харане, там же, возле Азрака


Заповедник Azraq Wetands, в 10км восточнее Азрака

 
История этого заповедника и радостна и печальна одновременно. Еще в середине XX века здесь били сотни ключей, а озеро было размером в несколько сот квадратных километров. Тут вовсю рыбачили, и тут жили разнообразные зверюшки, включая кабанов, лисиц, волков и даже бизонов. И все это в сердце Аравийской пустыни. Но потом необузданная выкачка пресной воды для нужд Аммана полностью уничтожила этот замечательны уголок природы. Ключи исчезли. Примерно 10 лет назад иорданский король запретил водозабор отсюда, а на месте исчезнувшего озера создали этот заповедник. Сюда искусственно перегоняют воду, надеясь воссоздать то что было хотя бы частично.


А это уже иная эпоха и иные вопросы. Знаменитая Хиджазская железная дорога в районе Маана (не путать с Амманом, который в 180км севернее).


Станция турецкой ж.д в Маане


Старая (османская) часть Маана


Вид на Вади-Рам. Поездка подходит к концу. Позади 1440 километров за неполных три дня!


Tags: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, Иордания, ПУТЕШЕСТВИЯ
Subscribe
promo puerrtto december 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →