puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Один день на бывшей линии фронта: аэропорт Сараево (Босния и Герцоговина)

Люди, далекие от тематики войны в Югославии, возможно, имеют весьма отдаленное представление о том, что есть "Сербское Сараево", иначе называемое "Источно-Сараево". Впервые я оказался в этом месте в 2001 году, когда еще сербские районы города отделялись от боснийских (мусульманских) постами ООН и едва-едва был запущен троллейбус №103, курсировавший примерно раз в час между центром Сараево и сербскими пригородами. Сейчас ситуация стала намного спокойнее, хотя, даже нынче гуляя по бывшей линии фронта в районе аэропорта, вас не покидает ощущение, что здесь случилось что-то ужасное. За прошедшие с моей предыдущей поездки 13 лет большая часть жилых домов была отреставрирована, уже нет этих удручающих разрушений с дырками размером с автомобиль в стенах девятиэтажек и нет на асфальте следов от шрапнели. Центр Сараево и вовсе преобразился и там ничто не напоминает о войне. Следы разрушений можно найти лишь в Сербском Сараево; я сейчас не буду затрагивать тему того, почему для мусульманской части выделяется больше средств европейских спонсоров, чем для сербской. Уж больно тема потенциально конфликтная, не о том сейчас разговор.





В этот раз я провел в городе всего несколько часов, прилетев накануне вечером из Стамбула. На паспортном контроле спросили о цели визита в Боснию и шлепнули их новую печать в стиле "евростандарт" -

DSC_0031 (Mobile)

Потом взял в прокат машину в компании Sixt в сараевском аэропорту, причем этому предшествовало полчаса выяснения отношений с прокатчиками, которые требовали доплаты 20 евро за "нерабочее" время, хотя в моем ваучере от Economycarrentals черным по белому было написано, что офис открыт до 22:00, а на часах было 21:15. Прокатчики заявляли, что у них действительно раньше часы работы были до десяти, но теперь до девяти. Спор о 20 евро вдруг перерос в прямо таки враждебные действия, когда те мне сказали, мол, не нравится - можете уходить. На что я возразил, что немедленно уйду, как только те мне вернут уплаченные заранее деньги за прокат. Потом те звонили начальству, долгие бла-бла-бла с попытками показать мне их "новые" часы работы и прочее и тому подобное. В конечном итоге я попытался неудачно пошутить, мол, не стоит доводить ничтожную ситуацию с 20 евро до криков и оскорблений, ибо вам ли не знать, чем может закончиться конфликт на пустом месте. Неудачно пошутил, каюсь. Тем не менее, сразу после этого мы собственно и нашли консенсус: они дают мне машину более высокого класса, плюс не взыскивают 10 евро за право выезда за пределы Боснии-Герцоговины.

Потом я поехал в отель и сразу же лег спать, устав после долгого дня в Стамбуле. Мой отель расположен рядом с аэропортом, на мусульманской части, но буквально в 500 метрах от условной границы с сербским Сараево.

На следующий день отправился изучать окрестности. Вот административная граница между сербским Сараево (являющимся частью Республики Сербской, не путать с Сербией!) и Федерацией Босния и Герцоговина. Примечательно, что босняки существование Республики Сербской не признают по политическим причинам и с их стороны просто стоит указатель на Кантон Сараево -



С сербской же стороны, на том же перекрестке, написано вот что -



Сербское Сараево было основано в 1992 году, когда сербское население Сараево, составлявшее перед войной, в 1991 году, примерно 30%, стало переезжать в пригород. Безусловно, что переезжали они не от хорошей жизни, а в следствии резкого обострения конфликта между двумя общинами, вызванного принятием парламентом Боснии и Герцеговины без ведома сербских депутатов «Меморандума о суверенитете Боснии и Герцеговины» простым большинством голосов. Как мы говорили выше, босняки составляли большинство населения республики и имели большинство мест в парламенте соответственно. Сербы и хорваты в БиГ определялись как национальные меньшинства. Были приняты законы, лишавшие нацменьшинства многих прав, которые те имели до распада Югославии. К сожалению, одними только дискуссиями в парламенте вопрос не ограничился и ситуация быстро вышла из под контроля; начались вспышки насилия, погромы, резко обострилась ситуация даже не самом простейшем бытовом уровне.

В свою очередь, сербское меньшинство в качестве равноценного ответа провело плебисцит, на котором 9 ноября 1991 года сербы высказались за объединение с Сербской Краиной, Сербией и Черногорией, то есть за создание обновлённого югославского государства. Руководство Боснии назвало сербский плебисцит незаконным и настаивало на независимой и унитарной стране.

Формальным поводом к началу полноценных боевых действий стал расстрел сербской свадьбы в центре Сараева перед православной церковью. Существует версия, согласно которой атаку спровоцировало наличие у свадебной процессии сербского народного флага. Здесь важно подчеркнуть, что на данном этапе сербские и мусульманские лидеры выступили с призывами к мирному диалогу. Более того, полиция даже провела полноценное расследование и взяло под стражу местного гопника Рамиза Делачича, который оказался связанным с военизированным крылом мусульманской Партии демократического действия Алии Изетбеговича. Безусловно, что Изетбегович отрицал всякую связь с этим человеком и заявлял, что факт того, что убийца был членом его партии, не означает, что он действовал по указанию "сверху". Но было поздно, кровопролитие началось, тем более, что преступники в итоге странным образом вновь оказались на свободе, якобы в ожидании суда.

Надо заметить, что вспышки насилия в отношении сербского населения имели место не только в Сараево, но и по всей Боснии повсеместно. Равно, как ответная реакция сербов была столь же жестокой и неоправданной. Стоили они все друг-друга, это важно признать сразу.

Думаю, что пересказывать всю историю войны в Боснии-Герцоговине не имеет смысла, ибо интересующиеся сами найдут информацию в интернете. Факт тот, что произошедшие события привели к изгнанию сербов из Сараево, а позднее спровоцировали ответные действия сербского ополчения, взявшего город в осаду на долгие 4 года и долбившие его артиллерией на ежедневной основе.



Как уже говорилось, в сербской части следы войны видны почти на каждом здании -















Сербские районы отделены от мусульманских вот этой речкой, здесь проходила одна из линий фронта -







Новые кварталы сербского Сараево -



Кстати, вы в курсе, что прямо под взлетной полосой сараевского аэропорта проложен тоннель, называемый "тоннель жизни". В годы блокады Сараево (1992-1996) через него в город поставлялись боеприпасы и продовольствие. Как мы помним, блокада города сербами привела еще и к голоду. Но об этом расскажу в следующем отчете -






Tags: Босния, ВОЕННЫЕ РЕЛИКТЫ, ЕВРОПА, ПУТЕШЕСТВИЯ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal