Такая безумная толпа несется через пограничный мост, сметая все на своем пути. Мне обступали все ноги, дважды сбивали с головы кепку какими-то мешками, дважды задевали проезжающими мотоциклами -
А теперь гляньте коротенькую видеозапись, которую я сделал на границе. Это чтобы в полной мере понять что за бардак там творится -
Примечательно, что абсолютное большинство гаитян вообще себя не утруждают посещением иммиграционной службы, где им по идее должны поставить печать о выезде из Доминиканы. Может и мне следовали забить и идти прямиком в Гаити? Не уверен. Иногда быть белым это плохо, с толпой не смешаешься. Так что пришлось подойти к окошку, заплатить выездной налог 20 долларов, получить печать в паспорт и только тогда двигаться дальше -
За выездными печатями стоят только сами доминиканцы и те гаитяне, что имеют в Доминикане вид на жительство. Остальные в числе тысяч то ли вообще документов не имеют в принципе, то ли элементарно бегают через границу то вброд через реку, то по мосту, но бегом (пока их не поймали доминиканские пограничники) -
За этими воротами уже Гаити -
Здесь достаточно много солдат ООН, следящих за порядком. Эти ребята из Уругвая, к ним мы еще вернемся в конце -
Занятно, что у уругвайских военных автомобиль марки "Урал" -
Гаитянский паспортный контроль. Здесь начинаются чисто африканские разводки на деньги. Даю паспорт, в окошечке дядечка говорит "You must pay 5 dollars". Спрашиваю, каких долларов, американских, или гаитянских? Дело в том, что на местном слэнге 1 доллар США = 5 гаитянских. Тот говорит, что американских. Что за приколы, я буквально вчера читал на форумах, что платится всего 1 американский. Прошу гаитянина показать, в каком документе написано, что 5 американских? Тот говорит, что там на французском. Ничего, разберемся. Но документ не дает, говорит, что это секретный документ. И тут же соглашается на 5 гаитянских долларов (1 американский). Это уже другой разговор, даю ему купюру в один доллар, он нервно кидает ее в шкаф. А квитанцию? Тот говорит, что квитанции кончились. Нет, не пройдет, на обратном пути это хрен скажет, что я не платил вьездной сбор. Тот недовольно ворчит, но квитанцию таки выписывает.
Между прочим, хороший и дружелюбный туристический офис прямо на границе. Тут мне дали карты страны, всякие проспекты (на французском) и вообще были верхом дружелюбия -
...их начальник очень хотел со мной сфотографироваться -
А потом километра полтора пешком через пограничный городок Уанаминт до автостанции, откуда я намеревался поймать минибус в Кап Аитьен, второй по величине город Гаити, что в 64км западнее границы.
Городок Уанаминт достаточно милый, хотя по большому счету смотреть в нем нечего; просто люди, необычные постройки, грязь, странные надписи и анекдотическая социальная реклама на стенах (о ней расскажу отдельным постом) -
Вот и автостанция. Шум, гам, беготня, битком набитый транспорт. Как вы думаете, сколько гаитян можно запихнуть в обычную "Газель"? Здесь она называется "Форд-Транзит", но идея та же. Обычный минибус на 9 посадочных мест. Так вот, туда запихиваются 18 гаитян. По двое на одно место. Я предпочел заплатить за двоих и ехать на переднем кресле, рядом с водителем. Вы поняли прикол? Чтобы ехать на месте рассчитанном на одного, вы должны заплатить за ДВОИХ.
Проезд, правда, стоит сущие копейки (100 гудов ($2,20) от границы до Кап Аитьена), так что двойная цена того стоит.
Вскоре выехали -
Сразу же после выезда из пограничного городка - поселок для тех, кто пострадал от разрушительного землетрясение 3 года назад, помните, когда погибло более 200 тысяч гаитян?
На половине пути остановка на обед. Пассажиры массово покупают какую-то черную мясовидную гадость на обочине. Если честно, запах словно палили перья на курице, помните такой? Неприятный, да, а они это едят. Я уж не говорю про гигиену и риск заполучить кучу инфекций.
Обгоняем по пути множество пикапов с людьми -
Этот старый американский школьный автобус называется в Гаити "Междугородный экспресс", он идет через всю страну, в Порт-о-Пренс, езды порядка 8 часов -
Еще в глаза бросаются мешки, выложенные вдоль дорог. Это уголь. Гаитяне вырубили практически весь лес на своей части острова и дорубают остатки, превращая древесину в уголь. Кстати, тем же самым промышляют палестинцы, превратившие некогда зеленую страну в безжизненную пустыню -
Как видите, брать с собой Nikon D5100 вновь не рискнул и в Гаити я с "мыльницей" -
Через полтора часа пути добрались до Кап Аитьен -
Снова хаос и суета, носильщики запрыгивают на крышу минибуса еще до того, как тот остановился. И уже скидывают вещи пассажиров, навязываясь в помощники. Я выскользнул в толпу, не дожидаясь остановки, не тут то было, за мной побежали человек 30(!) помогаек и мотоциклистов, предлагая отвезти/отнести/рассказать. Еле отбился и выбрался с автостанции на свет божий.
Впрочем, "божьим" я бы этот свет не назвал в любом случае. Шалом все заметили на автомобиле?
За пределами автостанции точно такой же хаос -
Я спросил людей, где тут центр города, мне показали куда идти. Шел где-то полчаса от автостанции, какими-то грязными переулками с толпами людей. Но постепенно стали появляться старые колониальные здания, значит цель близка -
Набережная -
Парень рисует рекламу -
В историческом центре существенно чище -
Старые французские здания постепенно ветшают и разваливаются. Их никто не реставрирует -
Разве что несколько больших вилл в центре местные власти превратили в мэрию и университет -
Кафедральный собор 18 века постройки, почему-то был заперт на амбарный замок -
Грустно смотреть, как разрушается некогда красивый город -
Кап Аитьен был основан в 1670 году французами и до обретения страной независимости в 1804-ом назывался "Кап-Франсе". Европейские путешественники прозвали его "Парижем на Антилах", прикиньте, какая тут была красота! Во время обострения отношений с Францией (1798—1800) старый город был практически разрушен в ходе боевых действий. Самопровозглашённый король Анри Кристоф выстроил город заново, но и постройки его времени по большей части не сохранились из-за колоссального ущерба, нанесённого в 1842 г. землетрясением и в 1928 г. ураганом. Так что и без того мало что сохранилось, так гаитяне не берегут даже то, что есть. Скоро ничего не останется.
Народ естественным образом интересуется куда бы им сбежать из родной страны, гляньте обьявления -
Все понимаю, бедность, землетрясение. Но мусор зачем кидать посреди города?
В какой-то момент народ начал бежать, кричать и суетиться. Оказалось, что солдаты ООН перекрыли несколько улиц. Зачем? Я не знаю. Сделал несколько фоток и пошел в обход -
Чуть не забыл. Помните, в начале я обещал еще вернуться в уругвайским солдатам из ООН? Так вот, дело было в следующем: возвращаюсь к вечеру назад на границу, а гаитяне у меня требуют какие-то 20 долларов за выезд из страны. Опять начинается, как утром? Только аппетиты выросли? Отказываюсь платить. Тогда гаитянский офицер берет в наглую мой паспорт, сует себе в карман, садится на мопед и куда-то уезжает. Все это происходит за считанные минуты, я пытался схватить его за руку, от чего тот едва не упал с мопеда и заорал как резанный. Еще стрелять начнет! Пришлось отпустить и тот умчался куда-то. Что делать? Абсурдная ситуация.
Решил обратиться к наблюдателям ООН, тем самым уругвайцам. Обьяснил им, что у меня украл паспорт лично начальник пограничной полиции Гаити и куда-то с ним уехал на мопеде. Кроме того добавил, что тот вымогал у меня 100 долларов (двадцатка звучала бы несолидно) непонятно за что. Уругвайцы стали куда-то звонить и говорить по-испански. Минут через десять появился тот гаитянин-урод на своем мопеде, молча вернул мне паспорт, развернулся и опять уехал. Никаких денег платить не пришлось. Вот же зараза! Поблагодарил уругвайцев, те ответили, что вот в том числе для этого мы тут и находимся. Напоследок рекомендовали не возвращаться назад, ибо начальник точно на меня затаил злость и вообще может порвать паспорт в следующий раз. Мдда, весело.
Потом я перешел на доминиканскую сторону, где с меня попытались взять 10 долларов за туристическую карту, я им обьяснил, что с синим паспортом не требуется, те долго звонили и выясняли. Да, не требуется, пардон. Уффф, этот долгий день наконец-то закончился!
Резюме
Коррупция и бардак это свойство всех подобных стран, любой, кто бывал в черной Африке с подобным сталкивался. Более всего меня утомило другое. Экология. В гаитянских городах настолько грязно и пыльно, что буквально нечем дышать. Они же везде кидают мусор и при порыве ветра мусор с тоннами пыли взлетает в воздух и забивается вам в глаза, волосы, одежду. Вернувшись в Доминикану, я почти час отмывался в душе от грязи, тут же постирал провонявшее дерьмом белье.
Но есть и положительные моменты. Это люди. Гаитяне (кроме ментов) - замечательные и добродушные. Они рады вам, что вы приехали в их страну, рады вам помочь, подсказать, отвести, объяснить. Мне их искренне жаль. Но, с другой стороны, никто кроме них самих не сделает их жизнь лучше. Пока не прекратят гадить в колодец из которого пьют - все будет плохо.
Ну и любителям гаитянские печати для коллекции -
Отдельно расскажу про:
Гаитянскую Венецию (да, прикиньте, есть и такая!)
Веселую социальную рекламу
Мощную цитадель
Дворец Сансусси (заброшенный, разумеется)
Другие статьи из поездки по Северной и Южной Америкам:
1. Жесть как она есть: едва не получил разряд током, а накануне выпил напиток из слюней индейца (Перу)
2. Перу: колоритные жители гор, которых не назвать красавцами, но и в обаятельности не откажешь (Перу)
3. Широко откройте рот и высуньте язык: вас ждет дегустация соли из "Священной долины инков"(Перу)
4. Прекрасный Куско и отличный способ избежать ограбления (Перу)
5. Впервые в жизни испытал пусть и легкие, но симптомы высотной болезни: Куско, 3450м над уровнем моря (Перу)
6. Оказывается, что американские гражданские самолеты спокойно пролетают над Кубой? А как же бойкот?
7. Как живет обычный американский средний класс? (США)
8. Центральный ж.д вокзал Вашингтона - Union Station(США)
9. На машине по окрестностям Куско: индейские деревни и могучие горы (Перу)
10. Кито - жемчужина Южной Америки (Эквадор)
11. На крыше Кафедрального собора Кито (Эквадор)
12. Как покорить вулкан Пичинча (5000 метров) абсолютно не напрягаясь? (Эквадор)
13. Выставка раритетных автомобилей в бывшем международном аэропорту Кито (Эквадор)
14. День в чертовски опасной, но прекрасной Лиме по пути из Куско в Эквадор (Перу)
15. Мрачные катакомбы с костями 70 тысяч горожан (Перу)
16. Затерянный мир Амазонии на стыке границ Колумбии, Бразилии и Перу. Часть первая - граница
17. Как путешествовать по Латинской Америке и не быть жестоко ограбленным? Практические советы
18. Жизнь на Амазонке, или на пироге между тремя странами (Колумбия, Бразилия, Перу)
19. Почему жители Колумбии живут за заборами и платят по $200 за охрану (Колумбия)
20. Доминикана, которую вы не знали: жёсткая граница с Гаити, как место не для слабонервных (Гаити)
21. Доминикана, которую вы не знали: крепость, танки, колониальная архитектура и... я еду в Гаити
22. Первый день в Гаити: старинный Кап Аитьен, чудесные простые гаитяне и охреневшие гаитянские менты
Что будет дальше в путешествии:
Перу
Эквадор
Колумбия
Бразилия
Доминикана
Гаити
Пуэрто-Рико
Сен-Мартин
Ангилья
Мексика
Белиз
Канада
США
За помощь в организации поездки благодарю ребят из компании momondo.ru, без которых я не только не посетил бы Гаити, но и вообще вряд ли бы в данный момент находился на Карибах.
Journal information