
Между прочим, через Останде проходит самая длинная трамвайная линия на свете, вытянувшаяся на 67 километров, связывая границу с Францией с границей с Нидерландами. Трамвай запустили впервые в 1885 году, он был на паровой тяге. Потом, к 1912 году линию расширили и паровую тягу заменили на электричество, так что трамвайной в полным смысле слова линия стала именно в 1912-ом. Во время войны не только погибли в огне почти все трамваи, но и сама линия была разбомблена во многих местах. Уже после окончания войны трамвай был запущен вновь -

Удивительный трамвай, несущийся прямо вдоль пляжей -

Ехать минут 20, пропустить линию обороны невозможно, орудия будут смотреть прямо на ваш трамвай -



Непосредственно под Остенде укрепления существовали еще в Первую мировую, когда немецкая армия захватила Фландрию и занялась укреплением побережья для защиты от англичан. Во вторую мировую ситуация повторилась, Фландрия снова была оккупирована Германией и вновь немцы занялись укреплением побережья, и снова для защиты от англичан. Здесь было выстроено 60 бетонных бункеров, соединенных между собой переходами и тоннелями -

Бункеры были щедро вооружены самыми разными видами тяжелого вооружения: береговой артиллерией, противотанковыми пушками, тяжелыми пулеметами, даже системами ПВО. Одновременно в этих бункерах дежурили порядка 3 тысяч человек. Имеется в виду лишь Остенде, а суммарно по всей линии обороны речь шла о числе близком к ста тысячам солдат.
Примечательно, что то был редкий случай, когда немцы сдали свои укрепления под Остенде без боя. После нескольких бомбардировок британской авиации, в конце сентября 1944 на штурм пошли канадские пехотинцы и в течении буквально часа захватили все 60 бункеров практически без потерь. Немцы просто отступили (будучи ослабленными тяжелыми боями чуть севернее, в районе Антверпена), оставив лишь несколько десятков солдат из техперсонала, чья задача была уничтожить оставленное вооружение и взорвать склады. Но те не успели это осуществить, поэтому бункера сохранились в массе своей до наших дней -





Безусловно, что определенная туристическая бутафория присутствует, но абсолютно не навязчиво и даже интересно -











На выходе желающие могут сфотографироваться в немецкой каске эпохи Первой мировой -

Любители военный истории наверняка заинтересуются похожими оборонительными линиями:
На Тайване
Во Франции
В Нагорном Карабахе
В Израиле
В Великобритании
В Польше
В Чехии
В Финляндии
Journal information