Размышления о бонусных милях: приманка для наивных, или выгодная инвестиция?
Пару недель назад задался вопросом, сколько всего миль налетал за последние годы, и как так получилось, что не накопил миль ни на один бонусный перелет за всю свою жизнь? На сии измышления натолкнул меня диспут с приятелем, который не путешествует вовсе, и в свои 36 лет был за границей всего один раз - в Турции. Но сумел скопить больше 100 тысяч бонусных миль, которые не знает куда деть. Как так? Просто он два раза в месяц летает из Москвы в Барнаул и обратно. По работе. В бизнес классе Аэрофлота. Взялся и я посчитать свои мили. Итак, в общей сумме вышло 202 тысячи 420 миль. По авиакомпаниями расклад вот такой за прошедшие 5 лет (учет веду на OpenFlights):

Turkish Airlines 14
KD Avia 13
American Airlines 10
El Al 10
Ural Airlines 10
Air Baltic 9
Ethiopian Airlines 9
Swiss 9
Aeroflot 8
Easy Jet 7
Aerosvit 6
Ryanair 6
Air Deccan 6
Air Astana 6
Air Asia 6
Jat Airways 4
Royal Jordanian 4
Qatar Airways 4
Transaero 4
Iran Air 4
S7 Airlines 3
Sky Express 3
Arkia Airlines 3
Royal Air Maroc 3
Sri Lankan 2
Rossiya 2
Czech Airlines 2
Malev 2
Air Malta 2
Air Nippon 2
Singapore Airlines 2
Dubrovnik Air 2
Kenya Airways 2
Southwest Airlines 1
Croatia Airlines 1
Click Air 1
easyJet 1
Air Berlin 1
Egypt Air 1
Kingfisher Airlines 1
Uzbekistan Airways 1
Norwegian 1
Aegean Airlines 1
Syrian Airlines 1
Olympic 1
Sun D'Or 1
Tajikistan Airlines 1
Получается довольно много перелетов. Некоторые авиакомпании входят в те, или иные альянсы, но большинство если и входит, то в те, что малоинтересны жителям Евразии. Например, что нам даст бонусная карта для полетов с индийской Air Deccan. Кстати, их уже и не существует, год назад разорились. А какой смысл заводить карту постоянного пассажира у компании, дающей мили только за перелеты с их авиакомпанией, и не входящей ни в один альянс? Или, какой смысл связываться с авиакомпаниями вроде Ryanair и EasyJet, "постоянство" с которыми не дает вам ровным счетом ничего, кроме, скажем, через 10 полетов права первым зайти на борт самолета (была такая акция у Изиджета, кажется)? А КД Авиа, чья бонусная программа канула в лету, равно как и сама авиакомпания? А Уральские Авиалинии, дающие мили только при полетах с ними - а если вы с ними уже три года не летаете?

Но отбросим левые варианты, и все же отберем те крупные авиакомпании, что входят в мировые альянсы и дают реальные мили, и вот что у вас получается из списка:
Turkish Airlines - 14
American Airlines - 10
El Al - 10
Swiss - 8
Aeroflot - 7
Royal Jordanian - 4
Singapore Airlines - 2
Czech - 2
Malev - 2
Kenya Airways - 1
Egypt Air - 1
Список существенно сократился. Хотя больше всего летал на Turkish, но перелеты были средней дальности, типа Москва - Стамбул - Дамаск, или Екатеринбург - Стамбул - Тель-Авив. В итоге за 5 лет накопилось БЫ 33 800 миль, чего вполне хватило на бесплатный полет Москва - Стамбул - Москва. Но я специально подчеркнул злосчастное "бы". Дело в том, что 17 тысяч миль у меня сгорело, т.к не летал с ними 2 года подряд. И теперь осталось 16 200 миль. У меня есть их карточка, казалось бы, в Star Alliance входят и другие компании, почему я не мог выслать туркам посадочные талоны? Обьясню в чем прикол. В этот же альянс входят Swiss (у меня 8 полетных сегментов), Singapore (2 полетных сегмента), Egypt Air (1 cегмент) и Croatia Airlines (1 cегмент).
Но, друзья, вот как вы думаете, сколько миль было накоплено с компанией Swiss, при аж 3 длительных перелетах Mocква - Цюрих - Дели, потом Москва - Цюрих - Тель-Авив, потом Москва - Цюрих - Нью-Йорк? Скажу сколько - 2500. Я не ошибся нулями, это две тысячи пятьсот миль. За все три перелета. Потому, что тариф был PROMO, за который вам дают 10-20% обычных миль.
Теперь Egypt Air, кратенький перелет Каир - Хургада, за который с учетом дешевого тарифы дали всего 160 миль. Там и так-то лететь 350 миль, так еще и урезали вдвое.
С Croatia Air тариф был тоже PROMO, и мне за него дали "аж" 93 мили.
Royal Jordanian (4 сегмента), это уже One World, в который из списка входят American Airlines и Malev. Это был бы самый оптимальный вариант, ибо у меня карточка American Airlines. И я, как прилежный ученик, послал в AA посадочные талоны от Royal Jordanian (там был перелет в Шри-Ланку, аж на целых 8 тысяч миль). Письмо ушло, заказным и с уведомлением. Те его получили - квиток вернулся. И все. В последующие два месяца сделал несколько звонков в АА, пытаясь понять, почему мне так и не начислили мили. Потратил на звонки порядка 400 рублей - ведь там вам предлагают минут 10 слушать симфонию Баха, перемежая со словами "Thank you for calling American Airlines". Вопрос так и не решился - посадочные талоны исчезли. А спустя год - сгорели мили.
Примерно так же закончился мой роман с Аэрофлотом. Об исчезновении миль я неожиданно для себя узнал зайдя на свою страничку на сайте Аэрофлота -

Осталось неясным откуда мили пришли, и куда они ушли. Вы что-то понимаете в этой таблице? Лично я - не очень. Вижу только результат, что мили были, но "сплыли".
И все же, вопреки всему, я набрал миль на бонусный перелет на Аэрофлоте!!! Но, опять это гадкое "НО". Решил слетать в В Европу несколько месяцев назад. И вспомнил про Аэрофлот, которым не летал года полтора, и про членство там абсолютно забыл. Заглядываю, а у меня там целых 22 тысячи миль. Чудеса в решете. Какой-то бонус дали в честь моего дня рождения, целых 4 тысячи. Знать не знал. Решил эти мили употребить в дело. И вот что обнаружил -
Бонусный билет не включает аэропортовые сборы
Иными словами, имея "бесплатный" билет на ваши бонусные мили, вы по прежнему платите разного рода топливные и аэропортовые сборы. На рейсе Москва - Берлин вышло сборов на 4 130 рублей. В это же самое время Air Berlin выдал акцию на том же маршруте за 119 евро в обе сто стороны включая все сборы. В рублях это получается 5 105 рублей. Я посчитал, ага, все же выгоднее бесплатно с Аэрофлотом, ибо экономится почти 1 000 рублей. Но купить бонусный билет на сайте aeroflot.ru оказалось не так просто. На нужные мне даты выдавало отсутствие билетов взамен бонусных миль, а при обычной покупке - билеты были. Жулики. Да, я могу улететь "бесплатно" (то бишь за 4 130 рублей) через две недели, но мне то надо было сейчас! Поэтому плюнул на мили и улетел с Air Berlin, решив, ну ОК, подкоплю еще миль, и полечу за океан "бесплатно". Наивный. Прошло полгода, и от моих 22 тысяч миль осталось 14 900, т.к часть сгорела.
Можно оплатить аэропортовые сборы милями, но тогда потребуется в 1,5-2 раза больше миль, чем необходимо для получения бонусного билета. В чем выгода? При таком раскладе, для банально полета в Европу понадобится не 30 000 миль, а скажем 45 000 миль. А для Северной Америки не 60 000, а 90 000. Столько еще надо умудриться налетать. Лично я налетал 202 тысячи миль, но за 5 лет. И половина из них "сгорела", треть в авиакомпаниях вне альянсов. Добавим к этому бюрократизм связанный с пересылкой посадочных талонов по почте, промо-тарифы с 20% обычных миль, и вырисовывается скучная картина.
Кому же выгодны мили?
И в очередной раз убедился, что копить мили выгодно только тем, кто очень часто летает одной и той же авиакомпанией. Например, в вашей фирме много командировок в Барнаул, и вы дважды в месяц летаете на Аэрофлоте. В конце года вы накопите миль на перелет в США. Не забудьте, правда, про 300-350 долларов аэропортового сбора, и это при том, что акции, порой можно улететь за эти же деньги включая все вместе.
Пересылка посадочных талонов других авиакомпаний в вашу авиакомпанию - дело неблагодарное. То ваши талоны загадочным образом "исчезают", то их полгода зачисляют, то зачисляют лишь частично. Меня сильно утомило напряжение мозговых извилин на сим поприще. И без того в жизни хватает с кем решать спорные вопросы и "разруливать" ситуации. А без нужного пинка под пятую точку авиаторам, все это функционировать не будет.
Вот вы в курсе, что не все авиакомпании засчитают вам чужие мили из расчета 1:1? Условно говоря, имея бонусную карту Аэрофлота, но совершенно Аэрофлотом не летая - вам не зачтут 100% миль, полученных, к примеру в Alitalia. И ваши, опять же условные 20 тысяч миль, полученных в Алиталии, при самом лучшем раскладе будут зачтены Аэрофлотом как 50%? И то, если посланные вами посадочные талоны не "потеряются" в недрах Аэрофлота.
Еще немного математических размышлений
В среднем, из моего субьективного опыта, разница между тарифом ПРОМО и самым дешевым обычным классом достигает 50%. Иными словами, слетав в США за $400 в обе стороны по тарифу промо, я сэкономил порядка $200, но потерял большую часть миль. Можно задаться вопросом - а не переплатить ли $200 за более дорогой тариф, дабы получить за полет в США и обратно 8000 миль, а не 1200 миль, как у меня вышло? Посчитаем. Слетав по такому же принципу в США три раза, набираешь 21000 миль, достаточную для бонусного полета из России в Европу. Но ваша переплата составляет 3 * 200 = $600. За такую сумму можно слетать в Европу дважды без всяких бонусов. Верно?
Можно рассмотреть другой вариант, с другим континентом, ибо, летать в Европу за мили не совсем выгодно. Например, в Танзанию, куда я лечу послезавтра. Я купил билет на Ethiopian Airlines по тарифу ПРОМО за $366 в обе стороны включая все сборы. Мне не дадут ни одной мили. Но сколько нужно бонусных миль для полета в Танзанию "бесплатно"? Турки хотят порядка 50 000, не включая сборы, которые еще порядка $200 сверху. Что бы накопить 50 000 миль надо 6 раз(!) слетать в США, или Таиланд по дорогому тарифу (не промо!), либо 7 раз в Индию. И сделать это надо в течении 1-2 лет, иначе твои мили сгорят. Не каждому такое под силу и по карману. Человек может 20 раз слетать в Лондон, но не накопить такого количества миль.
Покупая билет в Танзанию на эфиопов, я задавался вопросом. У меня есть бонусная карточка Turkish Airlines, где лежит порядка 6-7 тысяч миль (раньше было больше, но сгорело, ибо долго не летал с ними). Если я полечу на турках через Стамбул, то заплачу $800, но получу порядка 6400 миль. Если полечу на Ethiopian Airlines, то заплачу $366, но не получу ни одной мили. Дилемма? Признаюсь, я не думал ни секунды и выбрал эфиопов. Отдавать лишние 800-366=434 доллара ради 6400 миль? Нет уж.
В какой стране вы живете?
Совсем не праздный вопрос. Одни и те же программы постоянных пассажиров абсолютно по разному работают в зависимости от страны. Например, вы англичанин, и живете в Лондоне. От вас летает целая коллекция бюджетных авиакомпаний. Вы можете улететь в Марокко за 10 фунтов и Париж за 5 фунтов, если купите билеты заранее. Для вас накопление миль абсолютно бессмысленно, потуги того не стоят, вам аэропортовые сборы выйдут в 5 раз дороже билета на лоукост.
И что касается кредитных карт, ситуация в той же Британии и России - разные. В тех же Штатах при открытии счета в банке можно получить 20 тысяч бонусных миль просто в виде подарка за открытие счета. В России такое невозможно в принципе. Вы можете на 100 беспроцентных платежей обставить всю квартиру мебелью, и при этом получить бонусные мили. А в России процент по кредитам до 20% годовых, делая такие вещи невыгодными.
Резюме
Итак, мир разделился на яростных накопителей миль, и тех, кто считает накапливание миль делом бесполезным и в итоге более расходным. Друзья, давайте мириться! Ситуации у всех абсолютно разные. Обратите внимание, что подавляющее число участников дискуссии, выступающих за накапливание миль, это люди:
1. Живущие в Москве и паре крупных городов России-Украины,
2. Летающие в массе своей от силы 2-4 авиакомпаниями, входящими в один альянс,
3. Имеющие карточку банка, посредством которой тоже копятся мили
Поясню, почему жизнь в Москве это определяющий фактор в данном случае. Просто если бы мы с вами находились в Лондоне, и летали за 5-10 фунтов на лоукостах, то вряд ли накопили бы хоть какие-то мили перелетами - наша нога бы редко ступала на борт обычной авиакомпании. Таким образом, можно сделать вывод, что накапливание миль это и от безвыходности, по принципу "Если все равно переплачиваю за билеты, то хоть мили накоплю в итоге". Подчеркну, что имею в виду накапливание миль исключительно перелетами.
Второй момент, это выбор направлений. Идеальный вариант, это некая регулярность в полетах по определенным направлениям с определенными авиакомпаниями. Думаю, вы со мной согласитесь, что львиную долю всех загранпоездок жителей крупных городов РФ (исключая чартеры) составляют рейсы в Европу. Это сводит выбор авиакомпаний к минимуму: Аэрофлот, Air France, Iberia, British, Malev и еще пара. Зато те же Air Berlin или German Wings, выдающие дешевые билеты с завидной регулярностью - ни в какой альянс не входит вовсе. Вы можете сделать 20 полетов с Air Asia, но миль за это не получите, ибо ни в какие альянсы они не входят. Горящий чартер в Хургаду за 150 долл, откуда вы продолжите путь в Африку - тоже не даст миль. Летать внутри Европы выгоднее лоукостами - тоже не дадут мили. За полет на Узбекских авиалиниях в Осаку вам не дадут никаких миль. И так далее и тому подобное.
Завтра я лечу в Африку. С Эль-Алем до Каира, потом на Эфиопах, потом Zambezi Airlines, потом Proflight Zambia, потом Air Botswana и так далее. Из всего этого списка никто не входит ни в один альянс. Зато 9 перелетов по Африке стоят мне порядка $1000, а летая там перевозчиками из альянсов (той же South African Airways), я бы отдал за перелеты почти вдвое больше. Зато получил бы мили. Смысл?
Иными словами,вас стимулируют брать билеты не там где дешевле, а там где дают мили.
Взять прокат машин. При заказе на сайте прокатной фирмы вы можете внести данные вашей партнерской карточки. Например, я бронировал на февраль машину на Мадейре, и внес ради спортивного интереса данные своей бонусной карты. Но потом передумал бронировать на сайте компании, т.к гораздо дешевле нашел у посредника Auto Europe. Дешевле примерно на 80 евро за 5 дней. Существенно. Зато при бронировании через посредника не начисляются партнерские мили. Ну и бог с ними. А как бы поступил любитель копить мили? Махнул бы рукой и переплатил 80 евро, только бы начислили мили. И это его право. Но просто в качестве примера.
Если же вы вольный путешественник, и разброс вашей географии широк - проще забыть про накопление миль. Авиакомпании не дураки, и все схемы давно отработаны. Будете копить мили слишком долго - они у вас сгорят, и это подталкивает вас покупать билеты не там где дешевле, а где дают мили. Так задумано. Если же вы накапливаете мили на условно бесплатный перелет, то это происходит крайне редко. В среднем раз в год-полтора. При этом ваша экономия в среднем составит от силы 1-3 тысячи рублей ($30-100) в сравнении с обычным ПРОМО-тарифом, с учетом дополнительных миль на аэропортовые сборы, переписку с авиакомпанией, звонками по телефону на платный номер и прочим. Оно нам надо?
Милями надо жить - либо ими не заниматься
Милями надо жить. Надо постоянно, буквально ежедневно сидеть в форумах "милекопителей", нужно постоянно лазить по сайтам всех партнерских компаний и искать заветное слово "FREE MILES". Хотя бы чуть-чуть. Ой, подписался на рассылку спама и получил 200 миль? Фантастика! Подписался. Дают двойные мили за ночлег в сети отелей Sheraton - ура, тогда выбираю именно этот отель за 150 евро, хотя в ста метрах дешевый хостель за 15 евро. Но ведь в отеле дадут 1500 миль, это нельзя упустить! Фирма проката автомобилей Avis дает 150% миль за заказ у них - прекрасно, но при этом почему-то игнорируется тот факт, что в этом же Avis'е если заказывать через агента вроде Auto-Europe.com выходит на 30% дешевле, чем платите вы заказывая напрямую. Покупка сувениров в Duty Free Лондона - но там по умолчанию все дорого, вы же переплачиваете ради миль. И так далее и тому подобное.
Да, авиакомпании не дураки, и напоминают нам о том, что бесплатного сыра не бывает. Копителя миль постоянно подгоняют: скорее, скорее, а то все твои накопления сгорят. И человек впадает в некое состояние постоянной тревоги - надо что-то срочно делать, а то все погибнет. Вроде бы акция в Берлин от Аэрофлота за $149 включая сборы, но это Star Alliance, а у меня - Miles&More. А мили через 3 месяца сгорят. Значит полечу на Люфтганзе за $350, зато "спасу" свои мили. Второй вариант - бросаемся делать себе карточку в Star Alliance, а посетив ЮВА делаем себе карточку от Asia Miles, а слетав один раз на American Airlines - делаем себе карточку от One World. Пусть будет полный комплект. Но это засада, которую человек не сразу замечает! У вас становится пачка карточек от всех существующих альянсов, но вы физически не летаете столько, что бы везде копить одновременно. И ваш полет в Азии двухгодичной давности сгорает - черт, какая обида. Потом начинаются метания между другими альянсами, и вы считаете как полететь в Рио - на Люфтганзе, или на KLM? В первой сгорание миль через месяц, а во второй - через год. Но в первой билет на $50 дороже, о дьявол. Ладно, переплачу 50 баксов. Задним числом узнаете, что ваш приятель летал в Рио по акции от TAP Portugal по цене меньшей, чем ваши аэропортовые сборы на Люфтганзе.
Допустим, вы накопили миль в One World на один перелет. Но ваша карточка от American Airlines, и ваших миль хватает разве что на их внутренний перелет из Вашингтона в Чикаго и обратно, или из Майами на Багамы. Но вы не планируете поездку в США, как же использовать их мили живя в России? Да никак. Сгорят они и все тут. Очередной напряг - копишь, копишь, и все пропало. Человек бросается шерстить форумы, пытаясь научиться уму разуму от знатоков. И опять втягивается в бесконечную карусель коллекционирования: 200 миль за спам, 500 миль за карточку какого-то банка, 1500 миль за дорогой отель хотя можно было найти отель дешевле и т.д.
Напоминает немного суету вокруг пылесосов Kirby, или распространение Гербалайфа. Помните? Моя собственная тетя попала на разводку с пылесосами. Она отдала за абсолютно банальный пылесос...120 тысяч(!) рублей. Спустя день она не могла обьяснить, как такое произошло. Но пришедшие домой люди были так убедительны - они несколько часов вели с ней разговоры, показывали как все работает. И главное выдали ей некую бонусную карточку, по которой теперь со скидкой можно покупать насадки к этому пылесосу, плюс получить скидки в каких-то самых дорогих салонах красоты и бутиках. Но такой пылесос стоит в 3 раза дешевле в любом магазине! А насадки на него при всех скидках получается втрое дороже чем в "Эльдорадо". Что же это такое? Правильно - агрессивный маркетинг.
Еще раз повторю - копитель миль должен ЖИТЬ милями. И думать о них уж явно не меньше, чем о любимой девушке, или карьере. Если вы на это не способны - вам миль не накопить. Вы банально не уследите за всеми изменениями в правилах, за бонусами в 200 миль за рассылку спама от какой-нибудь фирмы-партнера. И, соответственно, ваши мили будут сгорать, пропадать, и вскоре вам просто надоест этим заниматься. Как надоело и мне.
Другие заметки про авиабилеты и бонусы
Покупка авиабилетов онлайн, как лучше: у авиакомпании или онлайн агента?
Turkish Airlines 14
KD Avia 13
American Airlines 10
El Al 10
Ural Airlines 10
Air Baltic 9
Ethiopian Airlines 9
Swiss 9
Aeroflot 8
Easy Jet 7
Aerosvit 6
Ryanair 6
Air Deccan 6
Air Astana 6
Air Asia 6
Jat Airways 4
Royal Jordanian 4
Qatar Airways 4
Transaero 4
Iran Air 4
S7 Airlines 3
Sky Express 3
Arkia Airlines 3
Royal Air Maroc 3
Sri Lankan 2
Rossiya 2
Czech Airlines 2
Malev 2
Air Malta 2
Air Nippon 2
Singapore Airlines 2
Dubrovnik Air 2
Kenya Airways 2
Southwest Airlines 1
Croatia Airlines 1
Click Air 1
easyJet 1
Air Berlin 1
Egypt Air 1
Kingfisher Airlines 1
Uzbekistan Airways 1
Norwegian 1
Aegean Airlines 1
Syrian Airlines 1
Olympic 1
Sun D'Or 1
Tajikistan Airlines 1
Получается довольно много перелетов. Некоторые авиакомпании входят в те, или иные альянсы, но большинство если и входит, то в те, что малоинтересны жителям Евразии. Например, что нам даст бонусная карта для полетов с индийской Air Deccan. Кстати, их уже и не существует, год назад разорились. А какой смысл заводить карту постоянного пассажира у компании, дающей мили только за перелеты с их авиакомпанией, и не входящей ни в один альянс? Или, какой смысл связываться с авиакомпаниями вроде Ryanair и EasyJet, "постоянство" с которыми не дает вам ровным счетом ничего, кроме, скажем, через 10 полетов права первым зайти на борт самолета (была такая акция у Изиджета, кажется)? А КД Авиа, чья бонусная программа канула в лету, равно как и сама авиакомпания? А Уральские Авиалинии, дающие мили только при полетах с ними - а если вы с ними уже три года не летаете?
Но отбросим левые варианты, и все же отберем те крупные авиакомпании, что входят в мировые альянсы и дают реальные мили, и вот что у вас получается из списка:
Turkish Airlines - 14
American Airlines - 10
El Al - 10
Swiss - 8
Aeroflot - 7
Royal Jordanian - 4
Singapore Airlines - 2
Czech - 2
Malev - 2
Kenya Airways - 1
Egypt Air - 1
Список существенно сократился. Хотя больше всего летал на Turkish, но перелеты были средней дальности, типа Москва - Стамбул - Дамаск, или Екатеринбург - Стамбул - Тель-Авив. В итоге за 5 лет накопилось БЫ 33 800 миль, чего вполне хватило на бесплатный полет Москва - Стамбул - Москва. Но я специально подчеркнул злосчастное "бы". Дело в том, что 17 тысяч миль у меня сгорело, т.к не летал с ними 2 года подряд. И теперь осталось 16 200 миль. У меня есть их карточка, казалось бы, в Star Alliance входят и другие компании, почему я не мог выслать туркам посадочные талоны? Обьясню в чем прикол. В этот же альянс входят Swiss (у меня 8 полетных сегментов), Singapore (2 полетных сегмента), Egypt Air (1 cегмент) и Croatia Airlines (1 cегмент).
Но, друзья, вот как вы думаете, сколько миль было накоплено с компанией Swiss, при аж 3 длительных перелетах Mocква - Цюрих - Дели, потом Москва - Цюрих - Тель-Авив, потом Москва - Цюрих - Нью-Йорк? Скажу сколько - 2500. Я не ошибся нулями, это две тысячи пятьсот миль. За все три перелета. Потому, что тариф был PROMO, за который вам дают 10-20% обычных миль.
Теперь Egypt Air, кратенький перелет Каир - Хургада, за который с учетом дешевого тарифы дали всего 160 миль. Там и так-то лететь 350 миль, так еще и урезали вдвое.
С Croatia Air тариф был тоже PROMO, и мне за него дали "аж" 93 мили.
Royal Jordanian (4 сегмента), это уже One World, в который из списка входят American Airlines и Malev. Это был бы самый оптимальный вариант, ибо у меня карточка American Airlines. И я, как прилежный ученик, послал в AA посадочные талоны от Royal Jordanian (там был перелет в Шри-Ланку, аж на целых 8 тысяч миль). Письмо ушло, заказным и с уведомлением. Те его получили - квиток вернулся. И все. В последующие два месяца сделал несколько звонков в АА, пытаясь понять, почему мне так и не начислили мили. Потратил на звонки порядка 400 рублей - ведь там вам предлагают минут 10 слушать симфонию Баха, перемежая со словами "Thank you for calling American Airlines". Вопрос так и не решился - посадочные талоны исчезли. А спустя год - сгорели мили.
Примерно так же закончился мой роман с Аэрофлотом. Об исчезновении миль я неожиданно для себя узнал зайдя на свою страничку на сайте Аэрофлота -
Осталось неясным откуда мили пришли, и куда они ушли. Вы что-то понимаете в этой таблице? Лично я - не очень. Вижу только результат, что мили были, но "сплыли".
И все же, вопреки всему, я набрал миль на бонусный перелет на Аэрофлоте!!! Но, опять это гадкое "НО". Решил слетать в В Европу несколько месяцев назад. И вспомнил про Аэрофлот, которым не летал года полтора, и про членство там абсолютно забыл. Заглядываю, а у меня там целых 22 тысячи миль. Чудеса в решете. Какой-то бонус дали в честь моего дня рождения, целых 4 тысячи. Знать не знал. Решил эти мили употребить в дело. И вот что обнаружил -
Бонусный билет не включает аэропортовые сборы
Иными словами, имея "бесплатный" билет на ваши бонусные мили, вы по прежнему платите разного рода топливные и аэропортовые сборы. На рейсе Москва - Берлин вышло сборов на 4 130 рублей. В это же самое время Air Berlin выдал акцию на том же маршруте за 119 евро в обе сто стороны включая все сборы. В рублях это получается 5 105 рублей. Я посчитал, ага, все же выгоднее бесплатно с Аэрофлотом, ибо экономится почти 1 000 рублей. Но купить бонусный билет на сайте aeroflot.ru оказалось не так просто. На нужные мне даты выдавало отсутствие билетов взамен бонусных миль, а при обычной покупке - билеты были. Жулики. Да, я могу улететь "бесплатно" (то бишь за 4 130 рублей) через две недели, но мне то надо было сейчас! Поэтому плюнул на мили и улетел с Air Berlin, решив, ну ОК, подкоплю еще миль, и полечу за океан "бесплатно". Наивный. Прошло полгода, и от моих 22 тысяч миль осталось 14 900, т.к часть сгорела.
Можно оплатить аэропортовые сборы милями, но тогда потребуется в 1,5-2 раза больше миль, чем необходимо для получения бонусного билета. В чем выгода? При таком раскладе, для банально полета в Европу понадобится не 30 000 миль, а скажем 45 000 миль. А для Северной Америки не 60 000, а 90 000. Столько еще надо умудриться налетать. Лично я налетал 202 тысячи миль, но за 5 лет. И половина из них "сгорела", треть в авиакомпаниях вне альянсов. Добавим к этому бюрократизм связанный с пересылкой посадочных талонов по почте, промо-тарифы с 20% обычных миль, и вырисовывается скучная картина.
Кому же выгодны мили?
И в очередной раз убедился, что копить мили выгодно только тем, кто очень часто летает одной и той же авиакомпанией. Например, в вашей фирме много командировок в Барнаул, и вы дважды в месяц летаете на Аэрофлоте. В конце года вы накопите миль на перелет в США. Не забудьте, правда, про 300-350 долларов аэропортового сбора, и это при том, что акции, порой можно улететь за эти же деньги включая все вместе.
Пересылка посадочных талонов других авиакомпаний в вашу авиакомпанию - дело неблагодарное. То ваши талоны загадочным образом "исчезают", то их полгода зачисляют, то зачисляют лишь частично. Меня сильно утомило напряжение мозговых извилин на сим поприще. И без того в жизни хватает с кем решать спорные вопросы и "разруливать" ситуации. А без нужного пинка под пятую точку авиаторам, все это функционировать не будет.
Вот вы в курсе, что не все авиакомпании засчитают вам чужие мили из расчета 1:1? Условно говоря, имея бонусную карту Аэрофлота, но совершенно Аэрофлотом не летая - вам не зачтут 100% миль, полученных, к примеру в Alitalia. И ваши, опять же условные 20 тысяч миль, полученных в Алиталии, при самом лучшем раскладе будут зачтены Аэрофлотом как 50%? И то, если посланные вами посадочные талоны не "потеряются" в недрах Аэрофлота.
Еще немного математических размышлений
В среднем, из моего субьективного опыта, разница между тарифом ПРОМО и самым дешевым обычным классом достигает 50%. Иными словами, слетав в США за $400 в обе стороны по тарифу промо, я сэкономил порядка $200, но потерял большую часть миль. Можно задаться вопросом - а не переплатить ли $200 за более дорогой тариф, дабы получить за полет в США и обратно 8000 миль, а не 1200 миль, как у меня вышло? Посчитаем. Слетав по такому же принципу в США три раза, набираешь 21000 миль, достаточную для бонусного полета из России в Европу. Но ваша переплата составляет 3 * 200 = $600. За такую сумму можно слетать в Европу дважды без всяких бонусов. Верно?
Можно рассмотреть другой вариант, с другим континентом, ибо, летать в Европу за мили не совсем выгодно. Например, в Танзанию, куда я лечу послезавтра. Я купил билет на Ethiopian Airlines по тарифу ПРОМО за $366 в обе стороны включая все сборы. Мне не дадут ни одной мили. Но сколько нужно бонусных миль для полета в Танзанию "бесплатно"? Турки хотят порядка 50 000, не включая сборы, которые еще порядка $200 сверху. Что бы накопить 50 000 миль надо 6 раз(!) слетать в США, или Таиланд по дорогому тарифу (не промо!), либо 7 раз в Индию. И сделать это надо в течении 1-2 лет, иначе твои мили сгорят. Не каждому такое под силу и по карману. Человек может 20 раз слетать в Лондон, но не накопить такого количества миль.
Покупая билет в Танзанию на эфиопов, я задавался вопросом. У меня есть бонусная карточка Turkish Airlines, где лежит порядка 6-7 тысяч миль (раньше было больше, но сгорело, ибо долго не летал с ними). Если я полечу на турках через Стамбул, то заплачу $800, но получу порядка 6400 миль. Если полечу на Ethiopian Airlines, то заплачу $366, но не получу ни одной мили. Дилемма? Признаюсь, я не думал ни секунды и выбрал эфиопов. Отдавать лишние 800-366=434 доллара ради 6400 миль? Нет уж.
В какой стране вы живете?
Совсем не праздный вопрос. Одни и те же программы постоянных пассажиров абсолютно по разному работают в зависимости от страны. Например, вы англичанин, и живете в Лондоне. От вас летает целая коллекция бюджетных авиакомпаний. Вы можете улететь в Марокко за 10 фунтов и Париж за 5 фунтов, если купите билеты заранее. Для вас накопление миль абсолютно бессмысленно, потуги того не стоят, вам аэропортовые сборы выйдут в 5 раз дороже билета на лоукост.
И что касается кредитных карт, ситуация в той же Британии и России - разные. В тех же Штатах при открытии счета в банке можно получить 20 тысяч бонусных миль просто в виде подарка за открытие счета. В России такое невозможно в принципе. Вы можете на 100 беспроцентных платежей обставить всю квартиру мебелью, и при этом получить бонусные мили. А в России процент по кредитам до 20% годовых, делая такие вещи невыгодными.
Резюме
Итак, мир разделился на яростных накопителей миль, и тех, кто считает накапливание миль делом бесполезным и в итоге более расходным. Друзья, давайте мириться! Ситуации у всех абсолютно разные. Обратите внимание, что подавляющее число участников дискуссии, выступающих за накапливание миль, это люди:
1. Живущие в Москве и паре крупных городов России-Украины,
2. Летающие в массе своей от силы 2-4 авиакомпаниями, входящими в один альянс,
3. Имеющие карточку банка, посредством которой тоже копятся мили
Поясню, почему жизнь в Москве это определяющий фактор в данном случае. Просто если бы мы с вами находились в Лондоне, и летали за 5-10 фунтов на лоукостах, то вряд ли накопили бы хоть какие-то мили перелетами - наша нога бы редко ступала на борт обычной авиакомпании. Таким образом, можно сделать вывод, что накапливание миль это и от безвыходности, по принципу "Если все равно переплачиваю за билеты, то хоть мили накоплю в итоге". Подчеркну, что имею в виду накапливание миль исключительно перелетами.
Второй момент, это выбор направлений. Идеальный вариант, это некая регулярность в полетах по определенным направлениям с определенными авиакомпаниями. Думаю, вы со мной согласитесь, что львиную долю всех загранпоездок жителей крупных городов РФ (исключая чартеры) составляют рейсы в Европу. Это сводит выбор авиакомпаний к минимуму: Аэрофлот, Air France, Iberia, British, Malev и еще пара. Зато те же Air Berlin или German Wings, выдающие дешевые билеты с завидной регулярностью - ни в какой альянс не входит вовсе. Вы можете сделать 20 полетов с Air Asia, но миль за это не получите, ибо ни в какие альянсы они не входят. Горящий чартер в Хургаду за 150 долл, откуда вы продолжите путь в Африку - тоже не даст миль. Летать внутри Европы выгоднее лоукостами - тоже не дадут мили. За полет на Узбекских авиалиниях в Осаку вам не дадут никаких миль. И так далее и тому подобное.
Завтра я лечу в Африку. С Эль-Алем до Каира, потом на Эфиопах, потом Zambezi Airlines, потом Proflight Zambia, потом Air Botswana и так далее. Из всего этого списка никто не входит ни в один альянс. Зато 9 перелетов по Африке стоят мне порядка $1000, а летая там перевозчиками из альянсов (той же South African Airways), я бы отдал за перелеты почти вдвое больше. Зато получил бы мили. Смысл?
Иными словами,вас стимулируют брать билеты не там где дешевле, а там где дают мили.
Взять прокат машин. При заказе на сайте прокатной фирмы вы можете внести данные вашей партнерской карточки. Например, я бронировал на февраль машину на Мадейре, и внес ради спортивного интереса данные своей бонусной карты. Но потом передумал бронировать на сайте компании, т.к гораздо дешевле нашел у посредника Auto Europe. Дешевле примерно на 80 евро за 5 дней. Существенно. Зато при бронировании через посредника не начисляются партнерские мили. Ну и бог с ними. А как бы поступил любитель копить мили? Махнул бы рукой и переплатил 80 евро, только бы начислили мили. И это его право. Но просто в качестве примера.
Если же вы вольный путешественник, и разброс вашей географии широк - проще забыть про накопление миль. Авиакомпании не дураки, и все схемы давно отработаны. Будете копить мили слишком долго - они у вас сгорят, и это подталкивает вас покупать билеты не там где дешевле, а где дают мили. Так задумано. Если же вы накапливаете мили на условно бесплатный перелет, то это происходит крайне редко. В среднем раз в год-полтора. При этом ваша экономия в среднем составит от силы 1-3 тысячи рублей ($30-100) в сравнении с обычным ПРОМО-тарифом, с учетом дополнительных миль на аэропортовые сборы, переписку с авиакомпанией, звонками по телефону на платный номер и прочим. Оно нам надо?
Милями надо жить - либо ими не заниматься
Милями надо жить. Надо постоянно, буквально ежедневно сидеть в форумах "милекопителей", нужно постоянно лазить по сайтам всех партнерских компаний и искать заветное слово "FREE MILES". Хотя бы чуть-чуть. Ой, подписался на рассылку спама и получил 200 миль? Фантастика! Подписался. Дают двойные мили за ночлег в сети отелей Sheraton - ура, тогда выбираю именно этот отель за 150 евро, хотя в ста метрах дешевый хостель за 15 евро. Но ведь в отеле дадут 1500 миль, это нельзя упустить! Фирма проката автомобилей Avis дает 150% миль за заказ у них - прекрасно, но при этом почему-то игнорируется тот факт, что в этом же Avis'е если заказывать через агента вроде Auto-Europe.com выходит на 30% дешевле, чем платите вы заказывая напрямую. Покупка сувениров в Duty Free Лондона - но там по умолчанию все дорого, вы же переплачиваете ради миль. И так далее и тому подобное.
Да, авиакомпании не дураки, и напоминают нам о том, что бесплатного сыра не бывает. Копителя миль постоянно подгоняют: скорее, скорее, а то все твои накопления сгорят. И человек впадает в некое состояние постоянной тревоги - надо что-то срочно делать, а то все погибнет. Вроде бы акция в Берлин от Аэрофлота за $149 включая сборы, но это Star Alliance, а у меня - Miles&More. А мили через 3 месяца сгорят. Значит полечу на Люфтганзе за $350, зато "спасу" свои мили. Второй вариант - бросаемся делать себе карточку в Star Alliance, а посетив ЮВА делаем себе карточку от Asia Miles, а слетав один раз на American Airlines - делаем себе карточку от One World. Пусть будет полный комплект. Но это засада, которую человек не сразу замечает! У вас становится пачка карточек от всех существующих альянсов, но вы физически не летаете столько, что бы везде копить одновременно. И ваш полет в Азии двухгодичной давности сгорает - черт, какая обида. Потом начинаются метания между другими альянсами, и вы считаете как полететь в Рио - на Люфтганзе, или на KLM? В первой сгорание миль через месяц, а во второй - через год. Но в первой билет на $50 дороже, о дьявол. Ладно, переплачу 50 баксов. Задним числом узнаете, что ваш приятель летал в Рио по акции от TAP Portugal по цене меньшей, чем ваши аэропортовые сборы на Люфтганзе.
Допустим, вы накопили миль в One World на один перелет. Но ваша карточка от American Airlines, и ваших миль хватает разве что на их внутренний перелет из Вашингтона в Чикаго и обратно, или из Майами на Багамы. Но вы не планируете поездку в США, как же использовать их мили живя в России? Да никак. Сгорят они и все тут. Очередной напряг - копишь, копишь, и все пропало. Человек бросается шерстить форумы, пытаясь научиться уму разуму от знатоков. И опять втягивается в бесконечную карусель коллекционирования: 200 миль за спам, 500 миль за карточку какого-то банка, 1500 миль за дорогой отель хотя можно было найти отель дешевле и т.д.
Напоминает немного суету вокруг пылесосов Kirby, или распространение Гербалайфа. Помните? Моя собственная тетя попала на разводку с пылесосами. Она отдала за абсолютно банальный пылесос...120 тысяч(!) рублей. Спустя день она не могла обьяснить, как такое произошло. Но пришедшие домой люди были так убедительны - они несколько часов вели с ней разговоры, показывали как все работает. И главное выдали ей некую бонусную карточку, по которой теперь со скидкой можно покупать насадки к этому пылесосу, плюс получить скидки в каких-то самых дорогих салонах красоты и бутиках. Но такой пылесос стоит в 3 раза дешевле в любом магазине! А насадки на него при всех скидках получается втрое дороже чем в "Эльдорадо". Что же это такое? Правильно - агрессивный маркетинг.
Еще раз повторю - копитель миль должен ЖИТЬ милями. И думать о них уж явно не меньше, чем о любимой девушке, или карьере. Если вы на это не способны - вам миль не накопить. Вы банально не уследите за всеми изменениями в правилах, за бонусами в 200 миль за рассылку спама от какой-нибудь фирмы-партнера. И, соответственно, ваши мили будут сгорать, пропадать, и вскоре вам просто надоест этим заниматься. Как надоело и мне.
Другие заметки про авиабилеты и бонусы
Покупка авиабилетов онлайн, как лучше: у авиакомпании или онлайн агента?