puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Category:

Выходные в Асуане: живописные пороги Нила, Западная пустыня, Асуанская плотина и древности фараонов

Асуан - удивительное место, где песчаные дюны Сахары (точнее Западной пустыни, являющейся ее частью) вплотную подступают к берегам Нила, от чего могучая река с цветущими островами выглядит как полный сюрреализм. Нечто подобное я наблюдал в Узбекистане, на берегах Амударьи в районе Ургенча, там река тоже пробивает себе путь через пустыню, но сама пустыня далеко не столь живописна, как в Египте и вместо колоритных дюн - унылая степь с колючками. Где-то читал статистику, что до Асуана доезжает лишь двадцатая часть туристов, посещающих Луксор, что всего в 250 километрах к северу. Дикая, ничем не обоснованная несправедливость! Асуан с рекой, островами и живописной пустыней - прекрасен, а множество исторических, географических и гидротехнических "интересностей" просто зашкаливает. Не случайно именно Асуан был местом отдыха таких знаменитых особ, как русский царь Николай Второй (да-да, тот самый, которого расстреляли в Екатеринбурге в 1918), Уинстон Черчилль, Принцеса Нур, Маргарет Тэтчер, Джимми Картер и британская писательница - автор книг об Эркюле Пуаро, Агата Кристи. Между прочим, все они жили в отеле Old Catatact в южной части Асуана, а сам отель основал сэр Томас Кук - основатель одноименной туристической компании, которая на сегодня является одной из крупнейших в мире и включает в себя еще и одноименную авиакомпанию Thomas Cook airlines.

Да и вообще, вы в курсе, что в Асуане живут преимущественно негры-нубийцы, а вовсе не арабы?





В Асуан мы прилетели на Egypt Air из Каира, причем тот день был более чем насыщен: мы плавали по дельте Нила на судне египетского речного пароходства. Это прогулка на весь день, учитывая посещение огромной Кунатирской дамбы и всяких интересных места там же, о чем есть отдельные отчеты: По дельте Нила на пароходе и Кунатирская дамба. Потом полтора часа в воздухе и приземлились в асуанском аэропорту, расположенном в 25км к югу от города, рядом с Асуанской плотиной.



Спад туризма в Египте - великое благо для самостоятельного туриста! Если в 2009 году я жил в Асуане в каком-то очень скромном отельчике без кондиционера и горячей воды за 25 долларов и был счастлив, то теперь мы поселились в четырехзвезднике "Pyramisa Isis Corniche Resort" за 40 с чем-то долларов за двухместный номер с завтраком. И что самое прикольное - прямо на берегу Нила. Собственно, отель виден внизу, светло-коричневые крыши справа -



Первое, что на мой взгляд следует сделать по приезду в Асуан - забраться на крышу отдого из зданий на набережной. Просто для того, чтобы осмотреться и сделать замечательные панорамные снимки -



Пароходы на причале, ждущие туристов и постепенно ветшающие и ржавеющие. В былые времена, до начала серии революций, эти суда курсировали между Луксором и Асуаном, заходя в Эдфу и Ком-Обмо смотреть храмы эпохи древнего Египта. Впрочем, уж совсем напрямую суда не ходят уже несколько лет, ведь в Эсне (Esna) на половине пути - плотина, так что доплыть можно либо от Асуана до Эсны, либо от Луксора до Эсны. Раньше уровень воды был выше, а теперь суда попросту не проходят шлюз. К слову сказать, этим дурили наивных туристов в Хургаде, продавая им круизы под громкими названиями "Круиз из Луксора в Асуан к сокровищнице фараонов!". На самом деле, плыли они на юг от Луксора порядка 100 километров, проходили этот путь часа за четыре и швартовались возле плотины в Эсне и затем туристов везли на автобусах 140 километров до Асуана. Вот такая "романтика", в кавычках. А кораблики вот они -



Вид на пятизвездник "Pyramisa Isis Island Aswan" и всем бы он хорош, вот только расположен на острове посреди реки и выбраться оттуда можно только на катере. Катер бесплатный, курсирует раз в полчаса с 8 утра и до 8 вечера, но если вы пожелаете отбыть раньше и вернуться позже - засада, придется договариваться с лодочниками и уже за денежку. Собственно, мой отель смотрит прямо на своего брата-близнеца на острове (башня и корпуса рядом), это хорошо видно на фото внизу. Именно сложности с переправой в отель и стали причиной того, что мы выбрали тот, что на суше -









А теперь поверну камеру и покажу чуть менее живописную панораму Асуана, а именно жилые кварталы на удалении от набережной -







Отдаляетесь несколько сот метров от Нила и попадаете в обычный, бедный и пыльный Египет. Но! Хочется подчеркнуть, что Асуан намного, в разы чище и аккуратнее любого другого египетского города. Все же сказывается преимущественно нубийское (черное) население, которое существенно чистоплотнее потомков аравийских кочевников, в смысле, арабов.









Примерно в 10км южнее Асуана расположен причал, с которого катера отправляются на остров Филе (Philae), где расположен красивый храм эпохи фараонов. Пересказывать историю этого места не буду, вся информация есть в Гугле, но добавлю, что до строительства Асуанской плотины никаких островов здесь не было. Водная гладь, которую вы видите - не Нил вовсе, а водохранилище, зажатое между двумя плотинами. Уровень воды поднялся, затопил значительные территории и таким образом храмы оказались на "островах". Об этом подробнее поговорим чуть далее.

Посещение острова Филе с храмами стоит для туристов 60 фунтов ($1 = 7,15), что в 30 раз превышает цену для египтян, те платят всего 2 фунта. Но обойти эти драконовские правила можно только посредством студенческой карточки ISIC, что даст вам скидку в 50% и тогда вы переплатите "всего" в 15 раз. Но это еще не все! Вы покупаете билет и проходите на причал, где выясняется, что отдельно следует платить за катер на остров. Плыть недолго, 10 минут от силы, но именно здесь вас ждут полноценные разводки на деньги.

Читающие по-арабски граждане прочтут еще на кассе, что аренда лодки на 10 пассажиров стоит 60 фунтов, то бишь 6 фунтов в обе стороны на человека. На обратном пути эта же лодка повезет вас назад. Разумеется, что лодочники пытаются туристов обманывать. К вам налетают эти хитрованы и предлагают сплавать всего за 50, 30, 20 долларов, называя цены сразу в долларах. Проще говоря, ломят цены в 50-100 раз дороже. Мы сразу обьяснили, что плывем за 6 фунтов в обе стороны, те яростно доказывали что таких цен нет; а после тыкания в ценник говорили что эта цена для египтян, а для туристов якобы больше. Ерунда! После получаса препирательств не пришли ни к какому решению. Те отказывались сажать нас в общую лодку за 6 фунтов с человека (при этом египетские группы прибывали, садились и уплывали), а мы отказывались платить им завышенную стоимость. Вскоре я понял, что говорить с ними больше не о чем и следует переходить к действиям. Мы дождались следующую группу и быстро запрыгнули в катер вместе с этой группой. Лодочники толпой бросились орать на нас, мол, выходите оттуда, иначе катер не поплывет. Нет проблем, ответили мы, запросто посидим на катере, раз не хотите из-за нас плыть на остров Филе. И тут взбунтовались другие туристы (египтяне) и они были на нашей стороне. После недолгой перепалки, лодочники прогнулись и мы отплыли -







Подплываем к острову Филе -























Как уже говорил, о храме можно найти массу информации в интернете. Я лишь добавлю, что обратный путь в Асуан был тоже непрост, поскольку вопреки всем правилам, рассерженные лодочники вдруг потребовали денег за возвращение в сторону Асуана. Вышла новая, правда краткая перепалка, в ходе которой мы за неимением выбора все же немного им переплатили. По идее, плавание в обе стороны стоит 6 фунтов, а мы им дали 10. Знаю, это смешные копейки, при курсе 7,15 фунта за доллар. Но вопрос принципа, да и продолжать разборки из-за эквивалента где-то 10-12 рублей не было никакого желания.

Меж тем, в абсолютных цифрах масштабы обмана реально зашкаливают, ибо при цене в 6 фунтов требовать изначально 50 долларов (420 фунтов) это даже не пипец, а кабздец. Полагаю, что большинство туристов после торга уплывают фунтов за 50-60, что в десять раз дороже официальной стоимость, и при этом они думают, что сбили цену до нормальной. Представляю, за каких идиотов держат нас египтяне, связанные с туристической сферой.



Еще несколько южнее, вскоре после острова Филе и в 25 километрах к югу от центра Асуана расположена знаменитая Асуанская плотина, построенная при помощи СССР и сданная в эксплуатацию 15 ноября 1971 года. Причем, торжественное мероприятие происходило с участием египетского президента Анвара Садата и советского "персека" Подгорного. Плотина имеет 3600 метров в длину и 111 метров в высоту и это самая большая из всех плотин в Африке. Кстати, самая высокая плотина в Африке расположена в крохотном королевстве Лесото, о чем у меня есть отдельный отчет "Королевство Лесото и его дамба".

А еще Асуанских плотин, на самом деле - две, вы в курсе? Первую плотину построили англичане еще в 1902 году, она функционирует по сей день, но там просто плотина, без ГЭС. Английскую плотину вы можете увидеть на половине пути в Асуан, а кроме того ее фото будет далее в этой статье. Советская же плотина вот -



12 генераторов вырабатывают порядка 2 Гвт электроэнергии, которые обеспечивают почти четверть всех потребностей Египта в электричестве. А раньше, когда плотину только запустили, она и вовсе давала до половины всей электроэнергии -











Памятник в виде цветка символизирует советско-египетскую дружбу, это здоровенное сооружение построенное прямо у плотины -







Наверх можно подняться на лифте, но билет стоит 40 фунтов с человека (не считая уже заплаченных 30 фунтов за сам факт посещения Асуанской плотины) и мы пожадничали -



В наши дни египтяне уже не испытывают особых восторгов при напоминании о том, что вообще-то русские вам эту плотину построили. Вежливые египтяне кивнут, мол, да, в курсе. А не вежливые прямо так и скажут, что ваша плотина нафиг нам не нужна и принесла одни только беды. И они будут правы! Дело в следующем:

1. Во-первых безалаберно сконструированная Асуанская плотина привела к резкому подъему уровня воды выше по Нилу и образованию здоровенного озера, названного позже "озеро Насера". Это озеро затопило полсотни нубийских деревень, в результате чего не менее 100 тысяч египтян остались без жилья, сельскохозяйственных угодий и средств к существованию.

2. Во-вторых, ежегодно Нил приносил сотни тысяч тонн плодородного ила из центральной Африки, благодаря которому собственно и цвела дельта Нила и называлась "житницей" Египта. Теперь же ил и песок приносимые рекой скапливаются в озере Насера и не доходят до густонаселенных районов страны. Из-за этого началось опустынивание и размывание плодородных почв от Асуана и до Александрии.

3. Скапливающиеся ил и песок необходимо постоянно выгребать, иначе плотина не выдержит нагрузку. Представьте себе, что значит ежегодно выгребать сотни тысяч тонн песка и ила. Скапливающийся же ил ведет к заболачиванию озера Насера и разгулу там малярии, что ударяет по местному населению.

4. За последние десять лет в Судане и Эфиопии выстроили сразу несколько плотин и ГЭС на Ниле, от чего до Египта доходит едва ли половина прежнего потока. Пишут, что если 40 лет назад работали всего 12 турбин, то теперь с потоком справляются и три турбины, а выработка электричество стала меньше.

Одним словом, Асуанская плотина стала для Египта слишком "дорогим" подарком и сегодня об этом уже говорят открыто.

Дорога назад в Асуан -







А это старая, "английская" Асуанская плотина, которой, по словам египтян, было бы вполне достаточно. Она регулировала спуск воды и предотвращала паводки, при этом не нанося урон окружающей среде и не мешала илу и песку двигаться вниз по течению -



Островки на Ниле -







По дороге заехали в какую-то нубийскую деревеньку. Там туристам показывают несколько крокодилов, выловленных в Ниле (разумеется, выше по течению, поскольку через Асуанскую плотину и ее турбины крокодилу не пройти, разве что в виде фарша) -









Интересные у нубийцев жилища -





И заметьте, бедненько, но абсолютно чисто -







Нубийцы любят разрисовывать свои дома -



Позабавил крестик на целующихся детишках, негоже, разврат -







А наш путь лежит назад в Асуан и далее поезд в Луксор -



Но к Асуану мы еще вернемся, я расскажу страшную историю под названием "Смерть в пустыне". Агата Кристи, живя в Асуане написала роман "Смерть на Ниле", а тут будет вам смерть в пустыне. Триллер :)

Другие статьи из более чем 15 путешествий по Египту за последние годы:

Прощай, скрипучий старый лифт
Место битвы 1942 в Эль-Аламейне
Старые трамваи Александрии
Революционные граффити каирского Майдана
Тахрир, октябрь 2014
Город мусорщиков как самое ужасное место на земле
Александрия
Рождество в коптской церкви
Неизвестный туристам Шарм-эль-Шейх
Дахаб
Израильский Дахаб
Четыре египетские бумажки, которые не забуду никогда
Суэцкий канал и израильская линия Бар-Лева
Вдоль египетской границы с фотоаппаратом
Как пересечь границу Египта с Израилем и не заплатить сборы?
4 дня на машине по Синаю
Асьют и Луксор
Каирский букинистический базар Эзбекия
Город Суэц как египетский Сталинград
Израильские огневые позиции на берегах Суэца
Нувейба и Тарабин
На пароме из Иордании в Египет
Как получить бесплатный синайский штамп?
Каир: 20 километров через города мертвых в поисках замка грез
Эль-Миния: логово исламистов в 3 часах от Каира
Таба: географический спор, или история одной границы в фотографиях
Три необычные экскурсии по Каиру: войны с Израилем, индуистский дворец и трамваи
Асуан и Асуанская дамба
Кена, Дендера, Абидос и как нас арестовала полиция
Порт-Саид, Измаилия и места арабо-израильских войн



Tags: АФРИКА, Египет, ПУТЕШЕСТВИЯ
Subscribe
promo puerrtto december 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →