puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Международный аэропорт Cектора Газы: триумф свободы, который не состоялся

Лично мне грустно видеть как прекрасные замыслы рушатся словно карточные домики. Жаль людей, которые старались сделать мир прекраснее и все их старания канули в лету. Неважно в какой сфере и какой географической точке. Сегодня говоря "Сектор Газа" мы неизбежно представляем себе некоего палестинского шахида крадущегося с поясом смертника к израильскому автобусу, либо толпы людей в панике разбегающиеся от израильских танков. В зависимости от того, по чью сторону баррикад ваши симпатии, вы скажете кто плохой, а кто хороший в этой бесконечной грызне на Ближнем Востоке. Но был краткий период, когда казалось что дела налаживаются и долгожданный мир пришел в Палестину. И было это всего лишь 10 лет назад. И международный аэропорт Газы как символ разрушенных надежд на лучшую жизнь -


Так аэропорт выглядит сейчас

Как все начиналось

Первый аэродром в Секторе Газа (он назывался RAF Gaza, координаты) построили британцы в 1941 году, готовясь к неизбежному столкновению с немцами в северной Африке. Как мы помним, так оно и вышло: Тунис, Тубрук, Эль-Аламейн, Роммель и прочее. С 1942 по 1943 через этот аэропорт британцы перебрасывали боеприпасы и продовольствие для воинских частей в Западной пустыне. После войны отсюда даже выполнялись грузовые рейсы на Кипр и в Лондон, но с уходом британцев из Палестины в 1948 году аэропорт прекратил свое существование и к настоящему времени занесен песком, а постройки разрушены.

Но затем, в начале 90-ых, началось строительство нового аэропорта в Секторе Газа, который располагался в 15км юго-западнее прежнего, аккурат на стыке границ Египта, Израиля и Газы. Вот его координаты. Строился он несколько лет и вот, в 1998 году   произошло знаковое событие - открытие международного аэропорта в Секторе Газа, названного именем Ясира Арафата. Это было огромное красивое здание, чье строительство финансировали всем миром: Япония, Германия, Саудовская Аравия, Эмираты, Марокко. Больше всего вложились марокканцы, и поэтому проект был задуман и воплощен в жизнь в традиционном Магрибском стиле по образцу и подобию аэропорта Хасана-II в Касабланке. И было на что посмотреть! На открытие аэропорта прилетели знаменитости, президенты, министры.



Счастливый Ясир Арафат в своей неизменной куфие спешил по дорожке принимая Билла Клинтона. Резали красную ленточку, были бури оваций и щелкание фотоаппаратов.


Палестинские студенты архитектурного факультета
упражнялись вновь и вновь изображая аэропорт
в различных ипостасях
, и мечтая об его скорейшем создании

Толпы журналистов метались там и сям, запечатлевая редкие для палестинцев минуты триумфа. В последующие два года в Газу начали выполнятся регулярные рейсы из Каира, Касабланки, Аммана, Бухареста, Ларнаки, Абу-Даби, Джидды, Стамбула и даже из Москвы (Русавиа). Контроль осуществлялся тройственным образом: палестинцами, израильтянами и международными наблюдателями от ООН. И в целом особенных проблем не возникало - энтузиазм оказался сильнее былых обид. У аэропорта появился даже красивый интернет сайт, который в настоящее время не функционирует.


Так аэропорт Газы выглядел в лучшие времена


Не правда ли, красиво?

Дошло до того, что сами израильтяне подумывали а не начать ли летать на Восток через Газу? Ведь ни одна арабская авиакомпания (исключая Royal Jordanian) не летает в Израиль свято придерживаясь бойкота. И израильские туристы желающие недорого долететь до направлений в Юго-Восточной Азии вынуждены ездить через иорданский Амман, пересекая изнурительные границы. Украшенный голубой звездой Давида Эль-Аль всегда "пользовался" арабским бойкотом, дающим ему полную монополию на израильских пассажиров, и задирал цены до неприемлемого уровня. Действительно, если арабские авиакомпании отказываются летать в Израиль в знак солидарности с палестинцами и готовы терять на этом сотни тысяч пассажиров ежегодно, то израильский Эль-Аль перехватил инициативу в свои руки - не пропадать же добру, не так ли?

Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец

Мне довелось побывать в Газе несколько позднее триумфа, в 2001 году, когда над аэропортом отчаянно сгущались тучи. Дело в том, что в очередной раз нашлись те, кто отчаянно не желал мира. Формальной причиной очередной вспышки насилия стало посещение Ариэлем Шароном Храмовой горы в Иерусалиме. После чего палестинцы объявили Израилю священную войну (в сто тысячный раз), которую назвали Интифада Эль-Акса. Вдаваться в детали и тонкости не стану, а желающие узнать подробности могут почитать очень подробное описание этих печальных событий на Википедии. Итогом двухлетнего противостояния стали многочисленные жертвы: 5500 палестинцев, 990 израильтян и 64 туриста. Палестинцы запускали ракеты по израильским поселениям, нападали на автомобили поселенцев, взрывали себя в израильских ресторанах и автобусах. В ответ получали неизбежные военные рейды, разрушение инфраструктуры, блокаду лагерей беженцев и прочие радости.


Печальное зрелище...



Аэропорт Газы стал самой знаковой жертвой бойни. Вероятно, это было самое красивое и эпохальное здание на Палестинских территориях. Логично, что всякая кооперация между враждующими сторонами стала невозможной. Израильтяне небезосновательно сочли, что в силу прекращение совместного контроля в аэропорту Газы возникает риск того, что наступит хаос, и через аэропорт начнется переброска оружия боевикам. Посему в декабре 2000-го года израильтяне запретили любые вылеты из Газы. Ну а после мелкого, но опасного инцидента, когда некий самолет пытался прорваться в Газу игнорируя запрет - израильтяне и вовсе разбомбили взлетную полосу аэропорта. Дабы отбить всякое желание прорываться в Сектор Газа по воздуху.  И аэропорт начал умирать. По рассказам знакомых, бывавших там по роду деятельности, сразу после бомбежки взлетной полосы в аэропорту наступил хаос: мародеры растащили дорогое оборудование, красивые лоджи превратились в склады всякого хлама, непонятные люди в арафатках с оружием шатались по залам и стреляли в прекрасную марокканскую лепнину.

В январе 2002 года рухнула последняя надежда на восстановление аэропорта - его просто расстреляли из танков и бульдозерами разрушили его большую часть. Причиной стало использование боевиками здания терминала для обстрелов израильской территории из минометов. Ведь надо заметить, что аэропорт расположен всего в километре(!) от границы с Израилем -


Обратите внимание на состояние взлетной полосы, совершенно разрушенной бомбежками и бульдозерами


Общий вид сей "пластилиновой" местности. Аэропорт Газы в левом нижнем углу, рядом с городком Rafah

Palestinian Airlines

Друзья, вы слышали о существовании такой авиакомпании? Нет? Меж тем она существует по сей день, по крайней мере на бумаге. И у них есть даже свой сайт Palestinian Airlines. Судьба  этой палестинский авиакомпании является точной копией судьбы их базового аэропорта в Газе. Примечательно, что возникла компания за несколько лет до открытия аэропорта, и вначале имела свой терминал в египетском городке Эль-Ариш на северном Синае, в 50км к западу от Газы. Пока шли переговоры между палестинцами и израильтянами, бизнесмены уже вложились в создание национального авиаперевозчика, предполагая что пройдет несколько лет и мечта станет явью. И они оказались правы аэропорт Газы открылся и они немедленно перебазировались туда. Были закуплены несколько авиалайнеров: Боинг 727-200 и два Фоккер-50.



После разрушения аэропорта в Газе, авиакомпания была вынуждена снова вернуться в египетский Эль-Ариш (который уже больше палестинский), откуда и грустно летает по сей день в Амман в Эмираты.

В качестве резюме

Пока в Секторе Газа заправляют исламские радикалы из "Хамаса", аэропорт так и останется в руинах. Это бесспорно. И чем дольше длится хаос - тем меньше шансов что мы увидим на табло вылетов какого-либо аэропорта "Gaza International". А несчастные жители сектора так и будут метаться внутри анклава, со всех сторон окруженные заборами.

Ссылки по теме:

Palestinian Airlines (Wikipedia)
Palestinian Airlines (Website)
Gaza Airport (Wikipedia)
Intifada Al Aqsa (Wikipedia)
Years of delay at Gaza airport (BBC)

Другие мои отчеты об Израиле и Палестинских территориях:

Рождение и гибель первого отеля на Мёртвом море
Железная дорога в никуда, или Тропами оттоманских железнодорожников
Израильская линия Мажино - Голанские высоты (по местам боев 1973 года)
Таба: географический спор, или история одной границы в фотографиях
Израильский музей артиллерии в Зихрон-Якове
Музей израильских ВВС в пустыне Негев, или ода британским авиаторам
Израильский музей бронетанковых войск, или куда пропала советская техника?
Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль
Темная сторона истории Хайфы: палестинские беженцы и бунт марокканских евреев
Суэцкий канал: европейские города и израильские танки
Хеврон - город, где зарождается ненависть, или Берлинская стена возвращается
Самаритяне с горы Гризим, палестинские территории и некоторые советы
Хайфские дворы, или мой второй родной город. Третий и четвертый - на подходе!

Tags: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, Израиль, ПУТЕШЕСТВИЯ, Палестинские территории
Subscribe
promo puerrtto december 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →