puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Categories:

Что кризис сделал с заработками в блоге и правда ли, что пиар-агентства разорились?

13 декабря, после феноменального обрушения рубля, я опубликовал статью "Вы уже поняли, что 2015 год будет хреновым?", имея в виду, что блогеры зарабатывающие на своем блоге впадут в глубокий кризис. В первую очередь я порочил жёсткий упадок у блогеров пишущих о путешествиях, ибо их расходы на билеты и отели возрастут вдвое из-за доллара. Прошло полтора кризисных месяца, подведем итоги? Говорить за всех не буду, расскажу о своей ситуации. На вскидку, как вы считаете, дела у меня пошли совсем плохо, или наоборот стало даже лучше, чем до кризиса? Рассказываю -

000



В декабре дела были совсем никак, но подобное наблюдается каждый год, поскольку с середины месяца наши сограждане уже начинают активно праздновать и никакие вопросы не решаются в принципе. Кроме того, падение рубля, кризис на Украине и абсолютная неопределенность вынудили большинство компаний "придержать" бюджеты до окончания праздников, чтобы понять, куда вообще Россия движется. Поэтому сразу перейдем к январю и первой половине февраля 2015. Замечены следующие тенденции:

1. Заказов рекламы стало значительно больше и доход в рублях в сравнении с январем 2014 год вырос почти вдвое. Если в январе 2014 было всего 4 заказа на рекламу, то в январе 2015 - 7. Плюс в феврале уже 3, хотя месяц едва начался. Другое дело, что упавший рубль "срезал" доход в долларом эквиваленте примерно на 25%.

2. Если раньше львиную долю рекламных заказов размещали крупные пиар-агентства, то теперь они исчезли напрочь. Это объясняю тем, что кризис в первую очередь ударил по пиарщикам, поскольку в годы высоких цен на нефть и хороших денег в стране, эти компании активно росли и расширялись. Резкий спад оборотов при сохраняющихся высоких расходах (набрано больше персонала, чем необходимо, дорогая аренда, срывы половины и более предварительных контрактов) вынудил их сконцентрироваться на выживании. Блогосфера никогда не была для них главной статьей дохода и теперь они срезали работу с блогами в разы. В то же самое время, многие пиар-агентства резко подняли свои тарифы (стараясь привязать их к доллару), от чего потеряли немало российских заказчиков, чей бюджет все же в рублях.

3. Российские заказчики рекламы, ранее работавшие с блогерами через пиар-агентства, теперь стали экономить и стараться выходить на блогеров напрямую. Например, один рекламодатель был чертовски удивлен, что стоимость размещения рекламной статьи в блоге составляет всего 16 000 рублей. По его словам, работая через агентство, они платили (вы не поверите) почти 100 тысяч рублей за тоже самое, из чего сам блогер получал менее пятой части. Другое дело, что агентство помогает определить блог с подходящей целевой аудиторией, само решить вопрос с блогером и оплатой. Тем не менее, небольшие компании с ограниченным бюджетом теперь предпочли отказаться от услуг агентств и выходить на блогеров напрямую.

4. Выросло число компаний, предлагающих бартер. Иногда это даже интереснее, чем живые деньги. Но иногда - полная ерунда. Например, одна компания предложила воспользоваться услугами такси в московских аэропортах взамен на статью. Я им объясняю, что статья стоит намного дороже, чем проезд на такси, да и вообще я предпочитаю "Аэроэкспресс". Другие предложили отдохнуть на Алтае три ночи взамен на рассказ об их санатории. Не знаю, как можно успеть посмотреть красоты Алтая за 3 ночи, но допустим. Соглашаюсь (прикидывая, что если они оплатят билет - поезжу там самостоятельно сверх трех дней), но тут выясняется, что за билеты они платить не могут. Кризис, говорят бюджет мал. А другая компания предложила протестировать автомобиль в Набережных Челнах, но билеты не компенсируют. Мне вот интересно, а есть ли блогеры, которые согласились бы на подобное сотрудничество?

5. Еще напрочь исчезли крупные туроператоры, которые в прошлом году активно с блогерами сотрудничали. На моей памяти, в 2013-2014 сотрудничал с TUI, Тез-тур и парой других. Здесь расклад очевиден: именно по турбизнесу кризис ударил сильнее всего и бюджеты урезаны до предела. Скорее всего, что никаких индивидуальных проектов не будет вовсе, а в лучшем случае эти компании смогут выделить сколько-то мест на опустевших чартерах на самых банальных направлениях вроде Турции, Египта, Черногории. Грубо говоря, если всяко летать полупустыми, то логичнее взять блогеров, чьи статьи как минимум не повредят, а скорее всего привлекут какое-то количество потенциальных туристов. Кстати, здесь ощущается некая "негибкость" и неумение адаптироваться к новым реалиям. Например, общался с парой крупных московских туркомпаний. Они в целом готовы предложить слетать с ними из Москвы в пакетный тур в Анталию, или даже в Рим и даже подчеркивают, что им важно отрекламировать ряд отелей. Но когда я им предлагаю просто предоставить мне любой из их отелей в любой из упомянутых стран без перелета из Москвы (просто  я не живу в Москве и мне проще за копейки прилететь в тот же Рим лоукостом), они отказываются. Почему? Ну, говорят, это же чартерная программа, вас встречают, везут, селят. Но мне это не нужно! Вам нужна реклама отеля? Она будет. А программу пребывания я сам себе организую, уже поверьте, я прожил большую часть жизни за границей и не пропаду и без трансфера аэропорт-отель. В ответ - тишина. Нет гибкости, не умеют работать эффективно. Но уверен, что кризис в итоге сделает гибче всех нас, вопрос времени.

6. Как уже говорил в п.1, рублевый доход с рекламы возрос вдвое, но при этом тарифы на авиаперелеты и отели по России остались те же. Иными словами, мне дорого ехать в Швейцарию и Норвегию, но мне дешево ехать в Санкт-Петербург, Сахалин, или Байкал. Еще мне дешево ехать в Среднюю Азию (куда и лечу летом), дешево в Юго-Восточную Азию (куда лечу через месяц), дешево в Марокко (куда лечу на следующей неделе). Есть еще Австралия, куда еду в апреле и там мне очень дорого, но все билеты куплены и я доведу дело до конца, открыв предпоследний континент. Останется только Антарктида.

Резюме

Дела не сказать, что хороши, но и не критичны. Прогнозирую возвращение в блогосферу пиар-агентств, просто им нужно время чтобы адаптироваться к новым реалиям, сократить собственные издержки, подчистить персонал и смириться со снижением доходов. Работать придется вдвое больше, чем раньше, но сильные выживут. В течение 2-3 месяцев, если сохранится некое подобие стабильности в России, то все больше компаний вновь выделят бюджеты на пиар и рекламу. Вижу рост активности российских авиакомпаний, которые впали в такой же кризис, как и вся сфера туризма и транспорта. Чем летать полупустыми, они предпочтут возить блогеров, так что программ сотрудничества будет больше. Просто крупные компании это громадный бюрократический организм, который долго раскачивается, но в итоге предпримет необходимые шаги.

Удачи всем нам!

Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер http://twitter.com/puerrtto
Фейсбук http://www.facebook.com/lapshin

Tags: Мысли вслух, Российские заморочки, ФИНАНСЫ
Subscribe
Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 151 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →