Когда-то, буквально еще в 1948-ом году, здесь был весьма оживленный вокзал. Всего лишь с одной пересадкой из Аммана можно было в течение одного дня добраться до Бейрута, или Хайфы. Ныне находящаяся на сирийской стороне узловая станция хиджазской железной дороги Дерья (Der'a), в ту пору ежедневно видела несколько пассажирских поездов аж до самого Каира!
Собственно раритетные пассажирские вагоны, идущие до Дамаска
Да, да. Было время, когда обычные поезда следовали из Стамбула в Каир, за двое суток покрывая расстояние через современные Турцию, Сирию, Иорданию, Израиль, и Египет. Вторая линия, более короткая, была завершена британцами всего за пять лет до первой арабо-израильской войны в 1948 году. Она пролегла мимо Иордании, напрямую вдоль побережья нынешних Сирии, Ливана и Израиля.
Старинный железнодорожный мост в южной части Аммана
В 1942 году были пущены первые поезда, именно по этой железной дороге британцы доставляли в Африку боеприпасы и снаряжение для сдерживания натиска Роммеля. Уже после войны, в 1947 году был запланирован запуск первого пассажирского поезда из Европы в Африку, но этому не суждено было свершиться. Началась война за независимость, в Галилее развернулись полномасштабные бои между еврейскими поселенцам и арабами, англичане неуверенно пытались наводить порядок, но очень скоро поняли, что дни их владычества в Палестине сочтены и передали вопрос в Лигу Наций.
Тем временем, 14 марта 1948 года, еврейская диверсионная группа “Хагана” прорвалась к Рош-Ханикре, что нынче является границей между Израилем и Ливаном (к слову - красивейшее место, достойное отдельного рассказа! Горы, обрыв, море, подземные гроты, канатная дорога, замурованный тоннель и так далее), и взорвала тоннель и мост, опасаясь того, что сразу после ухода англичан, арабы попытаются воспользоваться этой дорогой с целью доставки боеприпасов и тяжелой техники.
В целом блокирование приморской дороги было более, чем оправдано. В Ливане ожидали отправки в Палестину сотни танков и бронемашин и первый же поезд мог покрыть путь от Бейрута до Палестины за каких- нибудь 2 часа. Теперь же положение арабов было осложнено, ибо их воинские части остались без подкрепления и вскоре были уничтожены.
Собственно, на этом и прекратила свое существование Хиджазская железная дорога, которая нынче едва-едва функционирует на коротком 300-километровом участке между Амманом и Дамаском, не имея ни былой значимости, ни популярности. Впрочем, наш основной принцип - подальше от банальностей, и мы решили осуществить путешествие на поезде между двумя столицами. Но об этом в другом отчете.
Апдейт
Буквально через час после публикации данного отчета узнал, что линия Амман - Дамаск более не функционирует. Разрозненные отзывы о неких повреждениях полотна встречал и ранее, но сообщение всегда возобновлялось. В настоящее же время поездов нет уже несколько месяцев, и никто не знает (включая работников вокзала в Аммане) будет ли оно возобновлено в будущем. Печально.
Апдейт от 10 июля 2010
Иорданская газета The Jordan Times пишет, что сообщение с Сирией частично восстановлено. Поезд стартует из Аммана по субботам в 7:30, прибывает на первую сирийскую станцию Дер'а, после чего в 18.00 стартует назад в Амман. Подробнее.
Полезные ссылки:
Линия Амман - Дамаск на сайте Nabatea.net
Иорданские ж.д на сайте seat61.com
Другие мои отчеты про железные дороги Ближнего Востока:
Хиджаз в Израиле, или тропой оттоманских железнодорожников
Journal information