puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Category:

Железнодорожный вокзал Аммана: музей Хиджаза, старинные паровозы и поезд в Сирию (Иордания)

Есть в иорданской столице Аммане интересное место, абсолютно неизвестное массовому туризму. Это железнодорожный вокзал в здании османской эпохи, с неброской надписью “Hedjaz Jordan Railway”. Внутри есть что посмотреть: древние паровозов, вагоны эпохи британского мандата, плюс небольшой музей. Для любителей истории Ближнего Востока это место, которое стоит посетить. Правда, имейте в виду, что там нет свободного входа – придется договариваться со смотрящим. Самый простой путь попасть на вокзал - придти сюда в день отправления пассажирского поезда Амман - Дамаск, что происходит дважды в неделю в 8 утра. Сама по себе поездка это путешествие во времени, ибо тепловоз (всего лишь несколько лет назад сменивший колоритный паровоз) тянет несколько древних британских вагонов в сирийскую столицу, минуя колоритные хиджазские станции: Зарка, Мафрак, Дар'а, Кисве, Дамаск.





Когда-то, буквально еще в 1948-ом году, здесь был весьма оживленный вокзал. Всего лишь с одной пересадкой из Аммана можно было в течение одного дня добраться до Бейрута, или Хайфы. Ныне находящаяся на сирийской стороне узловая станция хиджазской железной дороги Дерья (Der'a), в ту пору ежедневно видела несколько пассажирских поездов аж до самого Каира!




Собственно раритетные пассажирские вагоны, идущие до Дамаска



Да, да. Было время, когда обычные поезда следовали из Стамбула в Каир, за двое суток покрывая расстояние через современные Турцию, Сирию, Иорданию, Израиль, и Египет. Вторая линия, более короткая, была завершена британцами всего за пять лет до первой арабо-израильской войны в 1948 году. Она пролегла мимо Иордании, напрямую вдоль побережья нынешних Сирии, Ливана и Израиля.


Старинный железнодорожный мост в южной части Аммана

В 1942 году были пущены первые поезда, именно по этой железной дороге британцы доставляли в Африку боеприпасы и снаряжение для сдерживания натиска Роммеля. Уже после войны, в 1947 году был запланирован запуск первого пассажирского поезда из Европы в Африку, но этому не суждено было свершиться. Началась война за независимость, в Галилее развернулись полномасштабные бои между еврейскими поселенцам и арабами, англичане неуверенно пытались наводить порядок, но очень скоро поняли, что дни их владычества в Палестине сочтены и передали вопрос в Лигу Наций.



Тем временем, 14 марта 1948 года, еврейская диверсионная группа “Хагана” прорвалась к Рош-Ханикре, что нынче является границей между Израилем и Ливаном (к слову - красивейшее место, достойное отдельного рассказа! Горы, обрыв, море, подземные гроты, канатная дорога, замурованный тоннель и так далее), и взорвала тоннель и мост, опасаясь того, что сразу после ухода англичан, арабы попытаются воспользоваться этой дорогой с целью доставки боеприпасов и тяжелой техники.



В целом блокирование приморской дороги было более, чем оправдано. В Ливане ожидали отправки в Палестину сотни танков и бронемашин и первый же поезд мог покрыть путь от Бейрута до Палестины за каких- нибудь 2 часа. Теперь же положение арабов было осложнено, ибо их воинские части остались без подкрепления и вскоре были уничтожены.





Собственно, на этом и прекратила свое существование Хиджазская железная дорога, которая нынче едва-едва функционирует на коротком 300-километровом участке между Амманом и Дамаском, не имея ни былой значимости, ни популярности. Впрочем, наш основной принцип - подальше от банальностей, и мы решили осуществить путешествие на поезде между двумя столицами. Но об этом в другом отчете.

Апдейт

Буквально через час после публикации данного отчета узнал, что линия Амман - Дамаск более не функционирует. Разрозненные отзывы о неких повреждениях полотна встречал и ранее, но сообщение всегда возобновлялось. В настоящее же время поездов нет уже несколько месяцев, и никто не знает (включая работников вокзала в Аммане) будет ли оно возобновлено в будущем. Печально.

Апдейт от 10 июля 2010

Иорданская газета The Jordan Times пишет, что сообщение с Сирией частично восстановлено. Поезд стартует из Аммана по субботам в 7:30, прибывает на первую сирийскую станцию Дер'а, после чего в 18.00 стартует назад в Амман. Подробнее.

Полезные ссылки:


Линия Амман - Дамаск на сайте Nabatea.net
Иорданские ж.д на сайте seat61.com

Другие мои отчеты про железные дороги Ближнего Востока:


Хиджаз в Израиле, или тропой оттоманских железнодорожников
Tags: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, Иордания, МУЗЕИ, ПУТЕШЕСТВИЯ
Subscribe
promo puerrtto december 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments