puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Category:

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Когда я поделился со знатоками паровозов, что собираюсь написать статью про армянские железные дороги, те усмехнулись: "Армянские ж.д это один поезд Ереван - Тбилиси и тот вот-вот прекратит движение из-за нерентабельности". В их словах есть доля правды, ведь армяно-азербайджанский конфликт перерезал линию Ереван - Баку - Волгоград, а грузино-абхазский конфликт отрезал вторую линию Ереван - Тбилиси - Сочи - Москва. Даже внутреннее сообщение между Ереваном и югом страны, Мегри, было прервано, поскольку линия проходит через азербайджанский анклав Нахичевань. Добавим к этому тяжелое экономическое положение страны, из-за чего еще в начале девяностых прекратили курсировать дизеля из Еревана в Дилижан. Некий просвет в конце тоннеля появился после того, как несколько лет назад РЖД взяли в аренду армянскую ж.д, переименовав ее в Южно-Кавказскую железную дорогу. Пишут, что Россия вложила в реконструкцию сотни миллионов долларов, но если честно, то видимых улучшений я не заметил. Пока лишь одни только разговоры о проекте века - железной дороге в Иран, которую проложат в обход Нахичевани, через горы и перевалы с десятками многокилометровых тоннелей. Но все это на бумаге. А пока что мы прогуляемся в железнодорожное депо Еревана и посмотрим, что происходит там -





Карта армянских железных дорог, из которой прекрасно видно, как было при СССР и что стало сегодня. Курсирует поезд Ереван - Гюмри - Ванадзор - Тбилиси, есть летняя электричка Ереван - Севан (говорят, что ее закроют, поскольку ходит пустая) и есть ежедневная электричка в Арарат, что близ Нахичевани. Граница с Турцией закрыта, в контролируемом армянами Арцахе (Карабахе) тоже никакого сообщения давно нет. Вокзал в Степанакерте стоит заброшенным. В свою очередь, Нахичевань тоже оказался отрезанным от основной части Азербайджана. Все, больше не функционирует ничего -



Вокзал в Ереване -



В здании ереванского вокзала находится небольшой, но интересный музей железной дороги -



Старые билеты на поезд советской эпохи -



А этот поезд, Ереван - Кафан, прекратил ходить в 1993 из-за конфликта в Карабахе, ведь линия шла через азербайджанский Нахичевань -





По идее, фотографировать на вокзале не разрешается. Но то ли я наловчился фотографировать незаметно, то ли на самом деле полиции глубоко пофиг, но никто мне не сказал ни слова -



Где-то на вокзале стоит старый паровоз, долго же я его искал. Никто из людей не знал, в итоге сотрудники вокзала показали, как пройти. Оказалось, что надо перейти через пути и обойти электричку -



Вот он, вот реально специально не найдешь. Обычно подобные памятники стоят перед вокзалом -



Потом мы отправились в депо Еревана, расположенное примерно в километре к югу от вокзала -



Всех входящих встречает другой паровоз, их в Ереване два -





Депо очень небольшое, фактически здесь лишь два состава "Ереван - Тбилиси - Батуми" и тройка электричек для местного сообщения -



На этом поезде я приехал в Армению, см. отчет о поездке из Батуми в Ереван -







Поход в депо оставил у меня двойственные впечатления. С одной стороны и от этого никуда не деться - ощущение безнадёги, царящей здесь. Пока не решен карабахский конфликт и остаются заблокированными границы с Азербайджаном и Турцией, им некуда развиваться. Азербайджану хронически необходимо железнодорожное сообщение с Турцией и линия давно существует и она в рабочем состоянии. Но через Армению. Поэтому в 2007 году началось строительство обходной магистрали через Грузию, о чем подробно описывается в Википедии. И вновь Армения оказалась за "бортом" от многомиллионных доходов с транзита.

Эти ребята сохраняют железную дорогу почти что на одном энтузиазме. Бюджетные проблемы настолько глубоки, что за последние двадцать лет не появилось ни одного нового локомотива, ни одного пассажирского и грузового состава. Они восстанавливают старое, продлевая жизнь машинам, многим из которых место в музее. У армянских железнодорождников золотые руки, они собрали этот служебно-технический вагон из остова старой электрички -







Вручную, без необходимого оборудования, используя запчасти с отживших свой век вагонов -









Такие старые электрички и сегодня курсируют из Еревана в Гюмри и Севан -





Словно перенесся во времени в собственное свердловское детство. На такой электричке ездили в сад -









Эти мужики тянут на себя армянскую железную дорогу. Если бы не они - все давно бы загнулось. Своими руками разобрать старую рухлядь и дать новую жизнь тепловозам и вагонам это дорогого стоит -



Вы думаете, это свалка старых тепловозов? Увы, нет. Машинам по 30 и более лет, некоторым и полвека. Парк не обновлялся со времен развала СССР. Чтобы сохранить функционирование железной дороги, приходится разбирать часть тепловозов и переносить детали в другие, чтобы хоть что-то работало -



Тепловозы, собранные здесь по крупицам, в этом самом цеху -









Я спросил мужиков, а сколько всего тепловозов у армянской железной дороги? Точных цифр они не знали, но ответили, что основная часть здесь. Плюс, еще столько же в Гюмри -



Несколько месяцев назад этой машины не существовало, она собрана из старых разобранных тепловозов и покрашена -



Запчасти, вынутые из старых машин - идут на новые -











Что сказать? Искреннее желаю, чтобы армянская железная дорога получила "второе дыхание" благодая поглощению РЖД. В гигантоманские планы строительства линии напрямую в Иран (вокруг Нахичевани) и через Сисиан и Горис не верю. Многомиллиардный проект, который никогда не окупится и найти спонсоров будет сложно. Если исходить из идеи того, что лишь бы "освоить средства", а построив все забросить - такой вариант теоретически возможен. Но дойдут ли эти миллиарды до Армении как таковой? Скептически промолчу.

Tags: Армения, БЫВШИЙ СССР, ПАРОВОЗЫ, ПУТЕШЕСТВИЯ
Subscribe

Posts from This Journal “ПАРОВОЗЫ” Tag

Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →