puerrtto (puerrtto) wrote,
puerrtto
puerrtto

Category:

Метро попавшее в Книгу рекордов Гиннеса как cамое маленькое в мире (Израиль)

В израильской Хайфе есть не только уникальный в своем роде Музей Хиджазской ж.д, о котором я рассказывал в предыдущем отчете, но и самое маленькое на свете метро длиной в 1803 метра, которое называется "Кармелит". Для ценителя и любителя железных дорог оба этих места обязательны к посещению. Справедливости ради, стоит признать, что далеко на все на Святой Земле является самым-самым, и что хайфское метро все же не самое маленькое на свете, ибо стамбульский "Тёнель" построенный аж в 1875 году длиной всего в 573 метра. Но стамбульское метро, все же, является составной частью городского общественного транспорта и не является самостоятельно функционирующим. Хайфское метро это замкнутая система, никак не связанная с другими видами городского транспорта, еще и отвесно поднимается в гору под углом до 18 градусов (на отдельных участках), а кроме того полностью автоматизированная. Благодаря приглашению bekki1977 мне удалось попасть в святая-святых хайфского метро: пункт управления его движением, прокатиться в кабине машиниста (отдельное спасибо инженеру-механику Валерию) и увидеть огромный двигатель, который тянет вагоны вверх в гору -



Особенности хайфского метро

Примечательность его состоит не только в исключительно короткой линии (1803 метра), но и в том что перепад высот между первой его станцией и последней достигает 268 метров, иными словам, с каждым метром поездки вы поднимаетесь вверх почти на 7 сантиметров. Состав передвигается посредством тросов, линия всего одна, а разъезжаются составы (их тоже всего два) лишь в одной точке на одной из шести промежуточных станций. Метро проложено в скале на глубине до 30 метров и проходит под жилыми районами города. 


Вот так невзрачно выглядят станции хайфского метро

История

В одном из отчетов, посвященных Хайфе, я рассказывал про заброшенный квартал Вади-Салиб, где до 1948 года проживали палестинские арабы, которые во время войны массово бежали в соседние арабские страны. После палестинцев остались сотни брошенных домов, в которые вселили еврейских мигрантов из Марокко. Помнится, некоторые израильские друзья возмущенно говорили, мол, как ты посмел коснуться темы палестинских беженцев, говорить что их дома забрали, и тем самым портить туристический имидж Хайфы. Но сути все это не меняет. Упомянутый район Вади-Салиб, прилегающий к нижней станции хайфского метро был до начало 70-ых годов самым густонаселенным в Хайфе. Меж тем, город стремительно разрастался и его деловой и культурный центр сместились выше по склону горы Кармель.

Оцените визуально как все это выглядит в наши дни. Прямо перед вами, сразу же за ж.д путями виден заброшенный район Вади-Салиб и нижняя станция метро (она примерно в 700 метрах правее, не вошла на фото), а на горе, где надпись "Верхняя станция" расположен деловой центр Хайфы -



А теперь оцените как тоже самое выглядит со стороны верхней станции (из делового центра города) вниз. Черной линией отмечено где проходит метро, а желтым - станции -



В какой-то момент, а именно в самом начале 50-ых в городе возникла серьезная проблема с передвижением между нижней частью города, где проживало 2/3 жителей, с верхней, где располагался деловой центр. Любой, кто бывал в Хайфе, обратил внимание насколько там крутые горы и крученные улицы. В наши дни дороги значительно улучшились, а автобусы и автомобили стали мощные и маневренные. Не сложно представить, что 60 лет назад все было намного сложнее: раритетные автобусы еле-еле тащились в гору, то и дело ломаясь и создавая пробки, а желающие дойти пешком тратили на это час и более. В 1956 году метро было открыто, теперь путь между нижней Хайфой и верхней составлял всего лишь 6 минут. Для сравнения, автобус в 50-ых годах довозил вас за 40 минут в лучшем случае.


Официальное открытие Хайфского метро, 21 октября 1959 года

Метро стремительно теряет популярность и закрывается

Обычно все происходит наоборот: имеющегося транспорта всегда не хватает. Московское метро постоянно разрастается, причем темпы расширения явно не соответствуют запросам мегаполиса. В Хайфе все вышло наоборот. Возвращаясь к упомянутому выше отчету про район Вади-Салиб, надо сказать, что уже несколько лет спустя после открытия метро, в городе была принята программа по переселению жителей этого района в новые жилые массивы в южной части города. Казалось бы, замечательно. Недавние мигранты, ютившиеся в брошенных палестинскими арабами домах, были счастливы покинуть это место. Вот только метро от столь глобальных свершений сильно пострадало, ведь основная часть его пассажиров это и были жители Вади-Салиб в Адара.

Буквально за пять лет во второй половине 60-ых, метро потеряло половину своих пассажиров. Последний "удар" по метро был нанесен в связи с переездом хайфского технологического колледжа (Технион) с его прежнего места рядом с одной из станций метро, на новое место, в удаленный район города. Таким образом, метро потеряло еще и студентов. В конечном итоге, пассажиропоток Хайфского метро, достигавший 25 тысяч человек в день в 1960 году, упал до 2 тысяч в 1986 году. После чего было решено метро закрыть. Вначале причиной закрытия указывался "ремонт", затем муниципалитет и Минтранс не могли решить кто будет финансировать метро. Пока суд да дело - метро закрылось. 

Метро открывается вновь, год 1992

В какой-то момент было решено, что единственное в Израиле метро, да еще и столь уникальное в своем роде это вопрос престижа. И его открыли вновь, найдя источники финансирования. В наши дни метро работает, хотя и является убыточным для городской казны, обходясь горожанам в 3 миллиона долларов в год. Безлюдные фотографии ниже это не плод моих усилий (я не ждал пока все уйдут), а скорее обычное состояние метро. Людей всегда мало -









А теперь посмотрите как выглядит метро из кабины машиниста. Мы проехали в кабине весь маршрут в обоих направлениях -















После поездки в кабине машиниста, нам показали пункт управления и контроля -



Далее машинное отделение, где расположен гигантский двигатель, тянущий метро вверх и вниз по тоннелю -













Напоследок Валерий (инженер метрополитена) рассказал нам массу уникальных технических деталей, о которых я не имел представления. Например, предположить не мог, что под Парижской площадью в Хайфе (Кикар Париз), где я люблю кушать сочную шоварму и смотреть на спешащих с обеденного перерыва клерков близлежащих офисов - расположен здоровенный зал! Более того, в случае необходимости площадь целиком "снимается" и туда можно загружать вагоны метро. На фото Валерий показывает альбом с фотографиями -



Перспективы

Такие же неясные, как и все на Ближнем Востоке. Пишут, что есть планы расширить метро, дотянув его до нового городского центра, что на горе Кармель. Это еще 4-5 километров прокладки тоннеля дополнительно к имеющимся 1,8 километрам. Есть мнение, что метро абсолютно бесполезно и его следует закрыть вовсе. Так, или иначе, но что-то будет меняться, поэтому туристу самое время посетить самое маленькое метро в мире.


Карта хайфского метро, вывешенная на станциях

Интересный ролик снятый в хайфском метро

Вдумчивый ролик на тему арабо-израильского противостояния снят в метро несколько лет назад. За ссылку благодарю коллегу dao_dau. Смысл ролика в следующем. Двое парней едут в вагоне метро. Один из них (израильтянин), замечает, что второй (араб) читает арабскую газету. Казалось бы, ну и что? Но у израильтянина вспыхивают некие негативные эмоции и он демонстративно достает из-под футболки цепочку со Звездой Давида. Араб хмуро на него смотрит. Затем в вагоне появляются скинхеды и начинают приставать к арабу. В этот момент у израильтянина звонит сотовый телефон, наигрывая еврейскую мелодию. Скинхеды догадываются, что он еврей. Неприятности неизбежны для обоих, еврея и араба. И они решают действовать сообща. Неплохой сюжет, рекомендую -





Сссылки:

Очень подробно о хайфском метро на Википедии
О Хайфском метро на сайте UrbanRail.net
Tags: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, Израиль, ПАРОВОЗЫ, ПУТЕШЕСТВИЯ
Subscribe
promo puerrtto декабрь 6, 2011 10:36
Buy for 100 tokens
Данная статья о рекламе в этом блоге и пожелания к рекламодателям. : за период с 16.10.2017 по 16.10.2018 блог посетили 1,304 миллиона уникальных гостей, средняя месячная посещаемость 122 тысячи человек. Среднестатистический рекламный пост, таким образом, прочитают от 35 до 90 тысяч человек, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →