
Особенности хайфского метро
Примечательность его состоит не только в исключительно короткой линии (1803 метра), но и в том что перепад высот между первой его станцией и последней достигает 268 метров, иными словам, с каждым метром поездки вы поднимаетесь вверх почти на 7 сантиметров. Состав передвигается посредством тросов, линия всего одна, а разъезжаются составы (их тоже всего два) лишь в одной точке на одной из шести промежуточных станций. Метро проложено в скале на глубине до 30 метров и проходит под жилыми районами города.

Вот так невзрачно выглядят станции хайфского метро
История
В одном из отчетов, посвященных Хайфе, я рассказывал про заброшенный квартал Вади-Салиб, где до 1948 года проживали палестинские арабы, которые во время войны массово бежали в соседние арабские страны. После палестинцев остались сотни брошенных домов, в которые вселили еврейских мигрантов из Марокко. Помнится, некоторые израильские друзья возмущенно говорили, мол, как ты посмел коснуться темы палестинских беженцев, говорить что их дома забрали, и тем самым портить туристический имидж Хайфы. Но сути все это не меняет. Упомянутый район Вади-Салиб, прилегающий к нижней станции хайфского метро был до начало 70-ых годов самым густонаселенным в Хайфе. Меж тем, город стремительно разрастался и его деловой и культурный центр сместились выше по склону горы Кармель.
Оцените визуально как все это выглядит в наши дни. Прямо перед вами, сразу же за ж.д путями виден заброшенный район Вади-Салиб и нижняя станция метро (она примерно в 700 метрах правее, не вошла на фото), а на горе, где надпись "Верхняя станция" расположен деловой центр Хайфы -

А теперь оцените как тоже самое выглядит со стороны верхней станции (из делового центра города) вниз. Черной линией отмечено где проходит метро, а желтым - станции -

В какой-то момент, а именно в самом начале 50-ых в городе возникла серьезная проблема с передвижением между нижней частью города, где проживало 2/3 жителей, с верхней, где располагался деловой центр. Любой, кто бывал в Хайфе, обратил внимание насколько там крутые горы и крученные улицы. В наши дни дороги значительно улучшились, а автобусы и автомобили стали мощные и маневренные. Не сложно представить, что 60 лет назад все было намного сложнее: раритетные автобусы еле-еле тащились в гору, то и дело ломаясь и создавая пробки, а желающие дойти пешком тратили на это час и более. В 1956 году метро было открыто, теперь путь между нижней Хайфой и верхней составлял всего лишь 6 минут. Для сравнения, автобус в 50-ых годах довозил вас за 40 минут в лучшем случае.

Официальное открытие Хайфского метро, 21 октября 1959 года
Метро стремительно теряет популярность и закрывается
Обычно все происходит наоборот: имеющегося транспорта всегда не хватает. Московское метро постоянно разрастается, причем темпы расширения явно не соответствуют запросам мегаполиса. В Хайфе все вышло наоборот. Возвращаясь к упомянутому выше отчету про район Вади-Салиб, надо сказать, что уже несколько лет спустя после открытия метро, в городе была принята программа по переселению жителей этого района в новые жилые массивы в южной части города. Казалось бы, замечательно. Недавние мигранты, ютившиеся в брошенных палестинскими арабами домах, были счастливы покинуть это место. Вот только метро от столь глобальных свершений сильно пострадало, ведь основная часть его пассажиров это и были жители Вади-Салиб в Адара.
Буквально за пять лет во второй половине 60-ых, метро потеряло половину своих пассажиров. Последний "удар" по метро был нанесен в связи с переездом хайфского технологического колледжа (Технион) с его прежнего места рядом с одной из станций метро, на новое место, в удаленный район города. Таким образом, метро потеряло еще и студентов. В конечном итоге, пассажиропоток Хайфского метро, достигавший 25 тысяч человек в день в 1960 году, упал до 2 тысяч в 1986 году. После чего было решено метро закрыть. Вначале причиной закрытия указывался "ремонт", затем муниципалитет и Минтранс не могли решить кто будет финансировать метро. Пока суд да дело - метро закрылось.
Метро открывается вновь, год 1992
В какой-то момент было решено, что единственное в Израиле метро, да еще и столь уникальное в своем роде это вопрос престижа. И его открыли вновь, найдя источники финансирования. В наши дни метро работает, хотя и является убыточным для городской казны, обходясь горожанам в 3 миллиона долларов в год. Безлюдные фотографии ниже это не плод моих усилий (я не ждал пока все уйдут), а скорее обычное состояние метро. Людей всегда мало -




А теперь посмотрите как выглядит метро из кабины машиниста. Мы проехали в кабине весь маршрут в обоих направлениях -







После поездки в кабине машиниста, нам показали пункт управления и контроля -

Далее машинное отделение, где расположен гигантский двигатель, тянущий метро вверх и вниз по тоннелю -






Напоследок Валерий (инженер метрополитена) рассказал нам массу уникальных технических деталей, о которых я не имел представления. Например, предположить не мог, что под Парижской площадью в Хайфе (Кикар Париз), где я люблю кушать сочную шоварму и смотреть на спешащих с обеденного перерыва клерков близлежащих офисов - расположен здоровенный зал! Более того, в случае необходимости площадь целиком "снимается" и туда можно загружать вагоны метро. На фото Валерий показывает альбом с фотографиями -
Такие же неясные, как и все на Ближнем Востоке. Пишут, что есть планы расширить метро, дотянув его до нового городского центра, что на горе Кармель. Это еще 4-5 километров прокладки тоннеля дополнительно к имеющимся 1,8 километрам. Есть мнение, что метро абсолютно бесполезно и его следует закрыть вовсе. Так, или иначе, но что-то будет меняться, поэтому туристу самое время посетить самое маленькое метро в мире.

Карта хайфского метро, вывешенная на станциях
Интересный ролик снятый в хайфском метро
Вдумчивый ролик на тему арабо-израильского противостояния снят в метро несколько лет назад. За ссылку благодарю коллегу
Сссылки:
Очень подробно о хайфском метро на Википедии
О Хайфском метро на сайте UrbanRail.net
Journal information